Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

02
Сен

«Если будет у кого сын сорер у морэ (буйный, непокорный, не слушающий голоса отца своего и голоса матери своей)…  (Дварим, 21:18). Учит Раши, что рождение сына-бунтаря, — является следствием женитьбы его отца на пленённой ефат тоар (красавице) из побежденного народа.  Рав Зильберштейн объясняет, что если мужчина основывает своё чувство лишь на внешности избранницы, следуя за глазами, то неизбежно придёт к проблемам с детьми от неё. И более ...

01
Сен

Тора запрещает евреям носить или даже просто накидывать любую одежду, в состав которой входят одновременно шерстяные и льняные волокна, как сказано: «И одежды, сделанной из шаатнэза, не будет на тебе» (Ваикра 19:19), «Не одевай шаатнэз — шерсть со льном вместе» (Дварим 22:11). Решил поделиться  размышления над этими стихами рава Лейба-Нахмана Злотника: "В Торе перечислено несколько разновидностей ...

30
Авг

Написано в главе "Шофтим":  "И приди к священнослужителям, левитам, и к судье, который будет в те дни, и спроси, и скажут тебе слово решения.  И поступи по слову, какое скажут тебе с того места, которое изберет Господь, и соблюдай исполнить во всем, как укажут тебе.  По учению, какое укажут тебе, и по решению, какое скажут ...

29
Авг

Расписание на Шабат Ки Таво 5780

28
Авг

Уважаемые, друзья! Месяц Элуль осветил еврейский календарь своим своим благословенным светом! И каждый его день приближает нас всех ко "дням трепета" (ямим нораим). Все мы желаем самым  наилучшим образом использовать  это время для подготовки ко Дню Суда. И не случайно, - потому что Элуль - последний месяц года, предшествующий Рош а-Шана, дню, когда ...

23
Авг

Написано в главе «Шофтим«: «… Правды, правды ищи, чтобы ты жив был и овладел землею, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе» (Дварим, 16: 20-21). Интересны и поучительны наблюдения рава Ицхака Зильбера (זצל) на этот стих: «К справедливости, к справедливости стремись…» — этого Тора требует от всех, кто обращается в суд. То есть, ...

23
Авг

Расписание на Шабат Ки Теце 5780

20
Авг

Тора учит нас в главе "Реэ": "Смотри, я полагаю пред вами сегодня благословение и проклятие" (11:26). И на этом слове "смотри" (ראה), преднамеренно мною выделенном, - огромная смысловая нагрузка. Нам предписано смотреть на  "благословение и проклятие"?! Понятно, что "ничего не понятно" если "идти по пшату". На что же нас призывают смотреть?  Прочитал с десяток комментарий, и не нашел, чтобы ...

17
Авг

Написано: «Смотри, я предлагаю вам ныне благословение и проклятие…» (Дварим, 11:26). Сразу возникает вопрос: почему Тора здесь отдает предпочтение зрительному восприятию, а не слуховому? Ведь в предыдущей главе «Экев » написано: «… если будете слушать законы эти…» Посмотрим у Раши… но у него нет комментария на этот стих! Тогда подумаем сами, когда отдается предпочтение зрению?  Уверен, что это выражение в памяти у многих: «Лучше один раз увидеть, ...

17
Авг

Написано в главе "Экев": "И будет: за то что будете внимать правопорядкам этим, и соблюдать их,то хранить будет Господь, твой Б-г, завет и милость, в чем Он клялся твоим отцам" (Дварим, 7:12). Раши учит нас из этих слов бережному отношению ко всем заповедям, что обеспечит нам исполнение обещания Создателя. В чем это для нас проявится? Находим ответ в Мидраше: Если весь наш народ ...

09
Авг

Написано в главе «Экев«: » И будет: за то что услышите правопорядки эти и начнете их соблюдать, то хранить будет Г-сподь, Б-г твой, для тебя завет и милость, в чем клялся Он твоим отцам» (Дварим, 7:12). Учит Раши: «Если будете внимать заповедям легким , которые человек (обычно) попирает своими пятами — (экев — пятка — И.С.) — то есть склонен ими пренебрегать…» Итак, великий комментатор говорит, каким ...

08
Авг

Расписание на Шабат Экев 5780

04
Авг

Глава "Ваэтханан"  начинается со слов: "И молил я о милости  в пору ту, говоря..." (Дварим, 3:23). Сообщает нам Тора о той титанической духовной работе, которую сотворил Моше-рабейну за несколько месяцев до своей кончины, а именно: пятьсот пятнадцать молитв! Есть комментаторы, говорящие, что слова "в ту пору"  (эт рацон)  намекают на время особого благоволения к молитве. Приведем несколько примеров этого благоволения: эрев рош ...

29
Июл

Написано в недельной главе «Ваэтханан«: » И умолял я Г-спода в то время, говоря…» («Дварим, 3:23). Раши помогает понять суть этого стиха: Моше-Рабейну предстает перед нами, как величайший мудрец-мыслитель. И это мы видим из того, как и о чем он просит в самый решающий момент своей жизни, выбрав выражение «ваэтханан«- молитву- из глубины души о милости, как о безвозмездном даре. И его веские доводы на то, чтобы быть услышанным — ...

28
Июл

  Начинается глава "Дварим" сообщением о важном речении  Моше-рабейну, которое мудрецы оценивают, как обличительное, с перечислением всех мест, где сыны Исроэля гневили Всевышнего: "Вот слова, которые говорил Моше всему Исроэлю за Ярденом в пустыне Арава, против Суфа, между Параном и Тофелем, и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-Заавом" (Дварим, 1:1).  В этих названиях, которые не все являются географическими, зашифрованы прегрешения евреев ...

27
Июл

Представьте себе!

      Наум Сагаловский!

27
Июл

Обычно принято говорить: "глазами очевидца". Но я намеренно заменил глаза устами. Потому что р. Мордехай Скляр говорит с вами от души, с позиции человека, которому приходится противостоять вирусу "с короной". Отрадно, что это противостояние помогло ему глубже заглянуть в себя и сохранить чувство юмора и оптимизма, а самое главное, - наполниться  благодарностью и любовью к  Создателю, по Своему Милосердию посылающему тем, ...

26
Июл

У нас вырос куст помидора. Сам по себе: самосевом. Вы спросите: "Ну и что тут удивительного?"  Согласен: обычное природное явление. Вы спросите: "А зачем об этом говорить во всеуслышание?!" А я как раз и ждал этого вопроса. Теперь можно начать наш разговор об обычном помидорном кусте, которому Свыше было допущено родиться у ...

21
Июл

И обратился Моше к главам колен сынов Исроэля, говоря: «Вот, что повелел Г-сподь: Если кто даст обет Г-споду, или поклянётся клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего: всё, как вышло из уст его, должен он сделать» (Бемидбар, 30:1-4). Учит Раши, что обращение раньше к главам колен, а потом к еврейскому народу в начале  ответственной учёбы, подчёркивает значимость руководителей, так ...

20
Июл

Предыдущая глава "Пинхас" заканчивается описанием законов о жертвоприношениях в йом тов. Глава "Матот", которую мы читали вместе с главой "Масэй", начинается с разъяснения законов об обетах. Такое «соседство» учит нас тому, что давший обет принести жертву обязан выполнить его, придя в Храм в ближайший йом тов. Мудрецы всех поколений считают требование Торы относиться с полной ответственностью и уважением к обещанию, которое дает человек, законом, который следует ...