Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

28
Ноя

Недельная глава: Ваишлах

Р. Йосеф Скляр.

Р. Йосеф Скляр.

Праотец Яаков готовится встретиться с братом. На сердце у него не спокойно, так как возвратились посланцы к Эйсаву с тревожной вестью, что тот тоже идёт ему навстречу во главе отряда из четырёхсот человек «вооружённых до зубов».»И убоялся Яаков
очень и стало ему тесно, и разделил он народ, который с ним, и скот мелкий и крупный, и верблюдов на два стана (Берешит, 32:8).

Перед тем, как молиться о помощи с Небес, он, благодаря Тв-рца, радостно восклицает: «Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые ты сотворил рабу твоему, ибо я с посохом моим перешёл Ярден,а теперь у меня два стана»… и ночевал ( וילן שמ) там
ту ночь. А наутро отправляет в подарок Эйсаву стада с домашними жиотными.

Зададим вопрос: почему Тора сообщает нам о том, что Яаков перед этим заночевал ? Ответ попытаемся найти в главе «Ваеце«, где  также рассказано о сне праотца Яакова на горе Мория; там он остаётся, застигнуй врасплох: вдруг резко потемнело. Обратим внимание,что здесь также написано «וילן שמ»- «И пришёл на одно место и переночевал там, потому что зашло солнце.(28:11). Важно отметить, что произносит он поутру, проснувшись: » И дал обет Яаков, сказав: если Б-г будет со мною и сохранит меня на
этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеться, и я возвращусь в мире в дом отца моего, и будет Г-сподь мне Б-гом… и из всего, что дашь мне, я дам Тебе десятую часть.»

Итак, праотец Яаков на горе Мория принимает на себя обет, который запечатлён его устами, и между ночью перед дорогой в Харан, и ночью перед встречей с Эйсавом, проходит, как минимум, двадцать лет. И Тора этим словосочетанием «וילן שמ» намекает нам,что
его обет до сих пор не исполнен!!! А значит — придётся поделиться с Эйсавом!!! ( Тот, кто не отдаёт Ашему, вынужден отдать Эйсаву).

Поэтому, проснувшись утром, он даёт распоряжение слугам о подарках брату…

Встретив Эйсава, праотец Яаков представляет ему свою семью. Сообщает Мидраш, что шестилетний Иосеф заслонят собой
мать Рахель от злого глаза дяди. Всевышний отвечает на его молитву и совершает чудо, увеличив рост маленького мальчика до взрослого
человека. Это допущено Свыше, чтобы действительно уберечь беременную Рахель от Эйсава, и, таким образом, исключить пересуды о том,
что она умерла из за того, что злодей положил на неё глаз, и этим сконцентрировать наше внимание на истиной причине её смерти.

Праотец Яаков женился на двух сёстрах. Младшая Рахель, как учит книга «Зоар,» была одним из многих проявлений Б-жественного Присутствия в нашем мире. Отсюда, на роду у неё было написано, что не суждено ей жить в Земле Исроэля. Поэтому,
исключительно по допущению Свыше, она дважды косвенно попадает под проклятие мужа Яакова. Первый раз, когда Лавнан предъявляет зятю претензии по поводу своих пропавших божков, на что праотец Яаков запальчиво отвечает: » У кого найдёшь богов твоих, тот да не будет жить!» (Берешит, 31:32), не ведая о том, что Рахель их тайно похитила… Второй раз мы можем выучить из их
диалога, приведённого в Мидраше: Она сказала Яакову:

— Дай мне детей, или я умру!
Яаков возразил ей:
— Ты умрёшь и тогда, когда будешь иметь детей. Дети не спасут тебя от смерти!

Безусловно, праотец Яаков был далёк от мысли, что его слова возымеют такую убийственную силу! Сработал принцип «брит хрута ле сфатаим,» (союз запечатляется устами), с которым мы познакомились, комментируя предыдушие главы. В первом случае, казалось бы, условие не сбывается — Лаван божков не находит — однако, за словом праведника — сила Б-жественной истины:
праведник говорит, а Всевышний исполняет. Во втором случае праотец Яаков имеет ввиду прописную истину, — что наличие детей не спасает от смерти ( без учёта индивидуальных случаев, когда Б-жественный Суд, рассматривая то или иное положение, может вынести оправдательный приговор человеку, как раз, при наличии у него детей, которых кроме него никто не сможет поднять на ноги и т.п.)

Праматерь Рахель умирает, когда у неё четверо детей: Иосеф, Биньямин, и его две сестры-близняшки, и, как видим, они её не спасают!

Перед тем, как её святая душа покидает тело, она успевает дать имя новорожденному: Бэн-Они!  Яаков спешно
изменяет его на Биньямин.Что происходит? Неужели Рахель в имя своего второго сына вкладывает свою безграничную скорбь, что умирает молодой, покидая мужа Яакова и их детей! Отнюдь нет! Она покидает наш мир без обиды на Всевышнего, с большой радостью
от понимания,что выполнила своё предназначение, родив двух достойных сыновей Яакову. Имя «Бен Они» свидетельствует о том,что дано ей было перед смертью увидеть трагедию колена Биньямина, когда почти все их мужчины были убиты в истории с наложницей в Гиве. Праотец Яаков тут же меняет «мазаль» самого младшего сына на «Биньямин» — сын правой руки. И пророчески «попадает в точку»: состарившись именно на Биньямина опирается отец правой рукой при ходьбе, именно в уделе Биньямина будет построен Храм — место обитания Шехины!!!


Оставить Комментарий