Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

19
Дек

Недельная глава: Ваигаш

«…Ибо раб твой поручился за отрока отцу моему, сказав: «Если не приведу его к тебе, то виноват буду пред отцом моим всю жизнь», — отвечает Йеуда Иосефу на вопрос, который приводит Мидраш: «Почему всё время говоришь только ты, а братья молчат?!»
 
Вспомним, когда эта клятва прозвучала. Праотец Яаков наотрез отказывается подчиниться приказу Наместника и отпустить своего младшего сына Биньямина с братьями возвратиться за зерном в Египет. На что Реувен ему в сердцах предлагает: » … двух моих сыновей умертвишь ты, если я не приведу его к тебе.» (Берейшит: 42:37). На это заявление старшего сына, убитый горем отец отвечает примерно так: «Не сыпь мне соль на рану…» Тогда вмешивается Йеуда-царь и произносит вышеприведённые слова своей клятвы! Комментаторы говорят, что он поставил на весы свою долю в этом мире и мире грядущем. Такая цена праотца Яакова удовлетворяет — и Биньямин отправляется в Египет вместе с братьями.
 
И Реувен, и Йеуда попадают под правило «союз запечатлевается устами», о котором мы уже говорили в комментариях к предыдущим главам. Казалось бы, Биньямин возвращается домой в целости и сохранности, а значит, первая часть клятвы одного и другого брата исключает возможность обусловленного наказания. И тем не для таких праведников, как сыновья праотца Якова, это сработало вне зависимости того, что условия клятвы были аннулированы возвращением Биньямина… Что касается Йеуды рассматривает Гемара в трактате «Макот» 2:11, а Мидраш это описывает так: «Учитель наш Моше пророчески благословляет Йеуду сразу после Реувена, ибо колено Йеуды было ведущим. Однако наши мудрецы приводят и другую причину того, почему Моше благословил Йеуду сразу после Реувена и почему он начал это благословение со слов «ве зот ли-Йуда» (это благословение для Йеуды).
 
В ходе сорокалетнего скитания по пустыне сыны Израиля несли с собой гробы всех сыновей Яакова, чтобы со временем привести их тела к погребению в Эрец Исраэль. Но, в то время как все другие тела оставались нетленными, кости Йеуды разошлись и начали перекатываться в гробу.
 
Йеуда сам навлёк на себя это наказание, умоляя своего отца Яакова: «Позволь мне взять Биньямина в Египет. Если я не верну его тебе, пусть буду проклят во все мои дни, даже после смерти». Хотя Йеуда вернул Биньямина Яакову, его проклятие праведника, волей — неволей произвело действие. Поэтому душа Йеуды не могла войти в Ган Эден, соответственно, его кости не находили покоя.
 
Моше — наш учитель — умолял Ашема: «Разве может труп Реувена оставаться нетронутым, когда останки Йеуды потревожены?!
 
Разве не он побудил Реувена открыто признаться в своей ошибке? Поэтому послушай, Ашем, голос Йеуды!» Как только эти слова были произнесены, кости Йеуды соединились. Когда Моше произнёс: «… и присоедени его к его народу, душа Йеуды была допущена в Небесную ешиву, где она воссоединилась с душами праведных евреев.
 
Для Реувена это проявилось на его потомках. «Двух моих сыновей умертви», — «сработало» через несколько поколений. Датан и Авирам, которые погибли во время бунта Кораха, как его сообщники, были правнуками Реувена: Реувен — Палу — Элиав — Датан и Авирам!

Оставить Комментарий