Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

08
Сен

Недельная глава: Аазину

Р.Йосеф Скляр

«Внимайте, небеса, и я говорить буду, и да слышит земля речи уст моих».(Дварим, 32:1). Так начинается пророческая песня Моше-рабейну, которую он спел вместе с народом в день своей кончины. Насколько это было важно для евреев, свидетельствует повеление Учителя небесам и земле замереть и не двигаться, пока исполняется песня «Аазину«. И Всевышний допустил вмешательство человека в порядок, установленный во вселенной со дня творения. Этим своим действием Моше-рабейну определил успех праведников еврейского народа последующих поколений, которым, подобно Учителю, даровано было Свыше изменять законы природы, и это: Иеошуа бин Нун, пророки Элиягу, Шмуэль и Элиша, а также, другие праведники из народа. Говорят мудрецы, что счастлив тот человек, которому повинуется природа!

Песня «Аазину«- не только пророчество о будущем. Моше-рабейну её словами учит нас законам Торы. В частности, перед песней Учитель произнёс такое поучение: «Как только упомяну Имя Ашема, вознесите Ему хвалу, произнеся «амен«.» Из этого стиха мудрецы вывели правило, что после каждого благословения, произнесённого в Храме, люди должны отвечать: «Да будет благословенно Имя
Его славного царства вовеки веков».

Мы также соблюдаем постановление «отзываться благословением, когда в молитве посланник общины упоминает Имя Бога в благословениях, и когда слышим их из уст другого человека, не имеющего отношение к молитве в миньяне. Также, на услышанное благословение с упоминанием Имени, отвечаем: «Борух у уварух Шмо (Благословен Он и благословенно Его Имя), и «амен» сразу же после завершения благословения.

Когда мы слышим «Борху«, — то отвечаем: «Борух Ашем Амеворах леолам ваэд» (Благословен Ашем Благословенный вовеки веков).

В предисловии к книге Эстер Штерн «Всего одно слово» рав Цви Патлас пишет: «Рабби Симха-Зисл из Кельма часто говорил:»Для Б-га стоило сотворить целую Вселенную и поддерживать её существование в течение шести тысяч лет только ради того, чтобы, хотя бы о д н а ж д ы, один еврей произнёс: «Благословен Он и благословенно Его Имя!» И награда за произнесённые лишь единственный раз эти слова больше, чем все наслаждения, которые, которые можно испытать в этом мире за шесть тысячелетий его существования. А награда за произнесение одного только слова «амен» в тысячу раз больше, чем за «Благословен Он и благословенно Его Имя«…

Мы даже не можем себе представить, насколько дорог Богу один » А м е н «! В этой книге семьдесят пять захватывающих историй, посвящённых великим мудрецам Торы и простым евреям, которые имеют отношение к слову «амен» и учат нас важности этого великого и значимого правила, унаследованного Свыше через Моше-рабейну. Одну из них предлагаем вашему вниманию.

Эту притчу рассказывал Рав из Апты, автор книги «Оэв Исроэль»:

Иосеф был преуспевающим дельцом. Но однажды удача изменила ему — в одной из сделок он потерял огромную сумму. И после этого его уделом стали только убытки и долги. Яства и деликатесы, к которым привыкли его домашние, сменились куском хлеба. Ему было больно видеть своих детей, страдающих от голода, но он не терял надежды, что в один прекрасный день Всевышний опять пошлёт ему удачу. Прошло какое-то время, и в его сердце созрело желание отправиться в дальние края, чтобы там заработать деньги и, возвратившись домой, вложить их в прибыльное дело, чтобы вновь содержать семью в благополучии и достатке.

В поисках достойного заработка он переходил с одного места на другое, пока не оказался в стране, земля которой была усыпана разноцветными камнями. Прошли годы. Иосеф работал много и тяжело, экономил на пище, одежде и предметах быта и сумел накопить солидную сумму денег. Пришла пора возвращаться домой. Он собрал свои немногочисленные пожитки, проверил хорошо ли спрятан кошелёк с деньгами, запасся продуктами на дорогу и отправился в далёкий путь, чтобы поскорее увидеть и обрадовать свою семью, по которой он так соскучился!

Покинув город, где он жил и работал все эти годы, Иосеф вдруг вспомнил, что не купил для детей никаких подарков. Ему не захотелось возвращаться обратно, терять драгоценное время, и тратить деньги, с таким трудом заработанные. Вдруг его взгляд упал на землю вокруг дороги. Разноцветные камни весело поблескивали на солнце. «В нашей стране нет таких блестящих камней, — подумал Иосеф, радуясь идее, которая пришла ему в голову. — Эти камешки, наверняка, понравятся моим детям!» Он склонился к земле, собрал пригоршню камней и высыпал их в свою котомку. С веселым сердцем он продолжил свой путь, который с каждым пройденным километром становился всё тяжелее. Через некоторое время Иосеф с грустью осознал, что не рассчитал с запасами пищи. Пришёл день, когда у него ничего из еды не осталось, и со временем он почувствовал, что силы убывают, а дорога была пустынна — до самого горизонта. Где ему добыть еду и питьё? Собрав в кулак всё своё мужество, Иосеф ещё некоторое время продолжал идти, с усилиями передвигая ногами, но когда его силы окончательно иссякли, он тяжело опустился на придорожный камень. Его мысли туманились. Неужели после стольких лет тяжёлого труда и разлуки с близкими людьми ему суждено умереть в одиночестве, вдалеке от дома и семьи?

Вдруг он заметил, что к нему приближается какая-то фигура. Он протёр глаза, чтобы убедиться, не привиделось ли ему это. Нет! К нему действительно подходил крестьянин, и первое, о чём Иосеф спросил есть ли у того еда и питьё? К счастью, у спасителя оказался хлеб и вода, не только для него одного. Иосеф утолил жажду, проглотил несколько кусков хлеба, но для того чтобы продолжить путь и снова не попасть в подобную ситуацию, нужно было запастись едой и питьём, на то время, пока он выйдет к людям. Иосеф спросил у крестьянина или тот не может продать ему хлеб и воду. Старик ответил утвердительно, и путник спросил, сколько он хочет денег за еду. «Дай мне несколько монеток, и я пойду своей дорогой», — ответил крестьянин. Иосеф не захотел при нём доставать свой кошелёк, к тому же, жаль было и денег… И вдруг он вспомнил; запустив руку в котомку, достал пригоршню камней и протянул их старику вместо платы за еду. Тот с радостью согласился их взять. Иосеф продолжил свой путь и в конце концов добрался до своего дома. Радости не было предела — для семьи завершились годы разлуки и невзгод. Жена поспешила накормить его горячей пищей и постелила ему постель, чтобы он смог отдохнуть с дороги. Пока Иосеф спал, дети из любопытства заглянули в его котомку. В ней, кроме черствых кусков хлеба, не было ничего. Но когда они потрясли котомку над полом, из неё к их великой радости выпало три маленьких ослепительно блестящих камешка. Их радости не было предела, и они поспешили поделиться радостью с матерью. Жена Иосефа внимательно рассмотрела камни и пошла в магазин известного своей богобоязненностью богатого местного ювелира. Она показала ему камни, с волнением ожидая ответа. По его реакции женщина поняла, что они стоят больших денег. Он долго их рассматривал, вероятнее всего, чтобы не обмануть жену Иосефа, которая от нахлынувшей радости, была на грани обморока. Наконец, ювелир предложил ей за камешки такую сумму, о которой она не смела мечтать. С весёлым сердцем женщина возвратилась домой — удача вновь повернулась к ним лицом! Ей так хотелось разбудить мужа и сообщить ему счастливую весть, но она пересилила себя и дождалась, пока Иосеф проснулся. Как только муж поднялся с кровати, она поспешила рассказать ему обо всём, что произошло. Выслушав её, он упал в обморок. А когда очнулся, рассказал обо всём, что с ним случилось, и как он, прихватив разноцветные камни детям в подарок,  почти все отдал за спасительную еду. «Ведь такие камни валялись там в любом месте, да и мой тугой кошелёк с монетами не может сравниться по стоимости даже с одним таким камешком …» — простонал Иосеф. — Почему я не набрал полную котомку таких камней, или хотя бы за хлеб расплатился бы из своего кошелька?!» Так ребе из Апты завершал эту историю, и объяснял: «Каждый А м е н подобен тем драгоценным камням. Но то, что эти «камни» легко доступны, лишает их цены в глазах людей. Придёт день — и они поймут огромную ценность этого короткого слова, но будет уже поздно».


Оставить Комментарий