Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

30
Окт

Недельная глава: Толдот

Наша недельная глава рассказывает, что долгие годы супружеская жизнь Ицхака и Ривки была омрачена отсутствием детей. Только спустя десять лет Б-г принял их молитвы, и Ривка забеременела. То же самое мы видим и у других матерей нашего народа — Сары и Рахель — много лет они не имеют детей. В чём причина этого явления?

Талмуд объясняет это тем, что «Всевышний жаждет молитв праведников», много лет Он не давал им детей, чтобы они молились. Этот вывод применим и по отношению к каждому из нас. Многие проблемы и неудачи в нашей жизни посылаются нам только для того, чтобы нас разбудить. Ведь все мы имеем склонность проживать нашу жизнь «своими силами», без Б-га, не дай Б-г. Мы считаем себя хозяевами нашей жизни, мы планируем и стараемся реализовать то, что запланировали.

На самом деле, на каждом шагу мы сталкиваемся с не зависящими от нас обстоятельствами, неудачами, бедами и разочарованием. Всё это должно служить нам сигналом, знаком, чтобы мы поняли, что жизнь человека, как и весь мир, подвластна Создателю. Когда человек понимает это, когда он обращается к Творцу с молитвой, размышляет, почему Всевышний не принимает пока что его молитву, пробует по-другому — это меняет его к лучшему, он совершенствуется.

Мы видим, что Б-г вел дорогой молитвы матерей нашего народа. Именно молитвы, которые они говорили постоянно, в течение долгих лет бесплодия, и сделали их теми Сарой, Ривкой и Рахелью, какими мы знаем их, именно эти молитвы, произнесённые со слезами, от всего сердца, принесли свет, благословение и удачу их потомкам — и в том числе нам с вами.

Ривка была матерью двух братьев: Якова и Эйсава. В первые годы жизни разница между ними была незаметна, но с годами их пути разошлись настолько, что оба стали просто символами двух противоположностей: Яков — праведник и Эйсав -злодей. Корень этого различия между ними Тора раскрывает нам с самого начала, рассказывая об их рождении.

Первого новорождённого все единогласно назвали Эйсав. Внешне он напоминал маленького взрослого человека. Отсюда его имя: עשיו — от слова עשוי (асуй — готовый), сделанный. Это его кредо: принимайте меня таким, каков я есть, такой уж я человек, меня не поменяешь. Зато все и все вокруг должны измениться, такой человек готов перевернуть весь мир, чтобы удовлетворить свои страсти, интересы и потребности, которые постоянно растут. Это подход к миру Эйсава.

Второго младенца назвал Яковом Сам Всевышний. Про Эйсава написано «И назвали», про Якова — в единственном числе: «И назвал». Слово пру (Яков) — это глагол будущего времени, означающий «обойдёт». Он символизирует направленность на будущее, готовность изменять себя. Яков — это тот, кто ищет истину и готов жить не так, как удобно, а так, как нужно. Это означает также стремление не довольствоваться тем, что лежит на поверхности, а искать глубину, суть, «огибать» внешнюю форму в поисках того, что за ней. В этих двух подходах к жизни — корень двух разных путей: путь Якова и путь Эйсава.

Рабби Леви Ицхок из Бердичева זצ»ל говорит, что, как известно, Ицхак благословил Якова дважды. Одно благословение, большое, он дал, когда Яков принёс угощение вместо Эйсава, второе, короткое, перед побегом Якова в Харан. Это малое благословение защищает нас сейчас, в этом мире. Большое ждёт нас в будущем, во время прихода Мошиаха.

«И вот родословная Ицхака, — пишет Раши, — это Яков и Эйсав, о которых идёт речь в этой главе». Яков и Эйсав — это две силы, которые есть в каждом человеке.

Эйсав — эгоистическое начало, стремление освоить этот материальный мир и утвердить себя в нём, чтобы получить максимум физических удовольствий, показать и реализовать свое «я» — сила, направленная исключительно на себя. Мудрецы называют ее йецер ара, злое начало в человеке. Яков — это стремление к Б-жественному, к духовной чистоте, вере, мудрости, нравственности. Эту силу наши мудрецы называют йецер тов, доброе начало. Яков держит за пятку Эйсава, они связаны борьбой, где задача Якова — изменить, исправить и облагородить силу Эйсава, использовать колоссальный потенциал зла на службу святости.

Борьба эта далеко не равная, начало Эйсава значительно сильнее. Йецер ара живёт в человеке с момента рождения. С первых своих шагов он стремится получать и использовать окружающих. То, что мы воспринимаем маленьких детей по-другому, связано с величайшей милостью, которую Творец оказывает каждому из нас. Чтобы помочь человеку на первых шагах жизненного пути, Всевышний внушает всем людям, а особенно родителям, особую любовь к маленьким детям. Мы с любовью переносим все трудности и сложности, сопутствующие их росту. Но если мы посмотрим на ребёнка объективно, то увидим, что он, по определению, эгоист.

Таким человек рождается. По мере того, как он развивается физически, и разум его крепнет, растут и его аппетиты и инстинкты. Так проходят первые тринадцать лет жизни — йецер ара является безраздельным хозяином человека. Хорошее еврейское воспитание сдерживает ребёнка, прививает ему правильные привычки и понятия, учит стыдиться своих страстей и не выставлять их напоказ. Особая сила молитвы и Торы в этих детях — тинокот шель бейт рабан, — о которой говорят наши мудрецы, связана с тем, что в этом возрасте ребёнок не подлежит Суду Всевышнего, у него нет грехов, поэтому его слова чисты и незапятнанны. В тринадцать лет наступает совершеннолетие, и правильно воспитанный еврей учит Тору и приступает к своим обязанностям — выполнять мицвот. Он учится подчинять свои силы и желания Б-жественному, и с этого момента оно начинает проявляться в нём. Доброе начало появляется в доме, где уже тринадцать лет безраздельно хозяйничает йецер ара. Отвоевать себе место, а тем более подчинить всего человека новому управлению очень нелегко. Наступление сопровождается тяжёлыми затяжными боями. Поэтому человеку даётся фора. Совершеннолетие наступает в тринадцать лет, но судить человека на Небесах начинают не раньше двадцатилетнего возраста, как говорит фраза Торы: «От двадцати лет и выше, вы, ходящие в армию в Израиле». Мы получаем приблизительно половину того срока, на протяжении которого командовал единолично йецер ара, — с тем, чтобы научиться владеть собой, и только после этого несем ответственность за свои поступки.

Из этого мы можем выучить, что то же правило верно и по отношению к нам, возвращающимся к тшуве. В двадцать, тридцать, пятьдесят лет — когда бы человек ни открыл для себя истину, ему нужно время, чтобы перестроить свое мировосприятие и научиться жить соответственно. Судить его Свыше будут через много лет новой жизни, и то ещё большой вопрос, что считать отправной точкой отсчёта.

Раши пишет, что положение Якова и Эйсава напоминает ситуацию в узкой трубе, куда бросают два камешка. Тот, кто попал туда последним, выходит первым. Так и Яков произошёл из первой капли, а Эйсав — из второй, но при рождении вышел первым, так как был ближе к выходу, и поэтому считался первенцем. В каждом из нас настоящее наше «я», основа нашего существа — это начало Б-жественное, наша Б-жественная душа.

Йецер ара вторичен, материя необходима, чтобы помочь Б-жественной душе проявиться в нашем физическом мире. Но йецер ара выходит первым, и нам кажется, что это и есть наше настоящее «я», это и есть настоящий человек. На первый, поверхностный взгляд, Эйсав обладает правом первенства — внешняя форма, клипа стремится подменить собой содержание. Но установлено Свыше: несмотря ни на что, Яков обязательно победит в поединке с Эйсавом и исправит этот искаженный приоритет. «Поднимутся спасатели на гору Синай, чтобы судить гору Эйсава» — мы обязательно победим наше злое начало и научимся использовать его потенциал, и Б-г нам обязательно в этом поможет!

Почему Ицхак любил Эйсава и хотел благословить именно его? Алших пишет, что Ицхак видел природу Эйсава как стремление освоить материальный мир. Он считал, что Эйсаву необходима помощь: близнецы будут дополнять друг друга — Эйсав обеспечит Якову материальную жизнь, а Яков Эйсаву мир духовности. Несмотря на все сложности в их отношениях, они должны прийти к согласию: такое разделение абсолютно справедливо, это мера Суда.

Ривка же видела природу Эйсава иначе и считала, что до взаимодействия и дополнения друг друга еще далеко. Так что в помощи нуждается именно Яков, ему необходимо благословение в материальном мире, так как вести жизнь, полную лишений, только ради Мира Грядущего, очень тяжело. Мы видим, что Всевышний согласился с пониманием Ривки.

Меор Эйнаим говорит, что душа Эйсава вмещала множество святых душ, в том числе душу рабби Акивы. Ицхак стремился освободить этот потенциал и направить его на службу духовности.

Книга «Толдос Аарон» пишет, что у многих больших праведников видно стремление общаться с простыми евреями и приближать к себе именно их. Таким был, например, рабби Леви Ицхок из Бердичева זצ»ל, который много приближал к себе простых, неученых евреев, даже грешников. Это было ему очень важно, и он делал это иногда даже за счёт своих учеников. Именно тех, кто ведет себя не как следует, и нужно приближать к себе в первую очередь. Поэтому «И любил Ицхак Эйсава».

Предыдущие комментарии на эту главу (р.Йосеф Скляр)


Оставить Комментарий