Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

21
Дек

Недельная глава: Шмот

На этой неделе мы начинаем вторую Книгу Торы Книгу Шмот. О чём она?
Рамбан в своём предисловии к Шмот пишет, что тема этой Книги — первый галут в истории нашего народа и Избавление, Геула. Что считается окончанием галута? Оказывается, не Исход из Египта, и даже не Дарование Торы на горе Синай. Полное Избавление наступает только тогда, пишет Рамбан, когда евреи возвращаются на уровень своих отцов — Авраама, Ицхака и Якова, когда Б-жественная Шхина обитает среди них. И потому последняя глава Книги Шмот рассказывает о начале служения в Мишкане, когда Шхина вернулась к евреям.
Из этого мы можем понять и наше положение сегодня. Всем нам предназначено стать праведниками и мудрецами, народом святым, народом пророков, с которыми разговаривает Всевышний, — такими, какими были наши отцы. А если пока это не так, если мы мелки и эгоистичны, если нас раздирают материальные страсти и желания — это показатель того, что галут продолжается, и о Геуле, о приходе Мошиаха нужно еще молиться и просить.
«И вот имена сыновей Израиля, приходящих в Египет…» — почему Тора опять перечисляет эти имена, ведь историю прихода семьи Якова в Египет мы уже знаем из недельной главы Ваигаш? Комментаторы дают самые различные ответы на этот вопрос. Вот что говорит святой Ор Ахаим.
Несмотря на то, что видимым поводом прихода в Египет был голод, Яков и его сыновья прекрасно знали, что их пребывание в Египте не будет кратковременным. Они идут в эту страну надолго, принимая на себя тяжелейшее рабство. Они добровольно шли туда, ведя за собой свои семьи, потому что подчинялись воле Всевышнего, Который отправил их в галут. И это отличало их от Эйсава — он специально ушёл из Земли Кнаан, в область горы Сеир, объясняют наши мудрецы, для того, чтобы «не оплачивать долг», не быть вместе с другими потомками Авраама и Ицхака рабами в Египте, в силу Союза, заключённого Творцом с Авраамом.
По этой же причине никто из сыновей Якова не сделал попытки уйти из Египта по окончании голода, и они прожили в этой стране ещё десятки лет. Самым первым из них умер Иосеф в возрасте но лет, спустя много лет после окончания голода. Поэтому Тора повторяет нам: «И вот имена сыновей Израиля…» — тех, кто добровольно пришёл выполнить волю Творца и начать галут в Египте.
Йохевед, дочь Леви и мать Моше Рабейну, родилась в момент перехода семьёй Якова египетской границы. Евреи провели в Египте всего 210 лет. Когда Моше возглавил Исход из Египта, ему было 80 лет. Следовательно, Йохевед родила Моше в возрасте 130 лет. Сара, для сравнения, родила Ицхака в возрасте 90 лет. Почему о чуде рождения Ицхака Тора говорит так подробно, а об этом чуде Тора молчит? Рамбан объясняет это так.
В общем, способность женщины рожать связана с её природой. Та, которой отпущено много лет, может и рожать в позднем возрасте, потому что для неё это ещё не старость, по сравнению с продолжительностью её жизни. Чудо рождения Ицхака в другом. Сара и в молодости не была в состоянии забеременеть. Она была бесплодна по своей природе. То, что по слову Всевышнего она обрела способность забеременеть и родить даже в старости, — это чудо, которое показало тогда и показывает нам сегодня, что у Творца абсолютная власть в мире, Он управляет всеми деталями нашей жизни и по Его воле всё может изменяться.
Рабейну Бехаи приводит еще один расчёт: Моше родился семимесячным. Египтяне, которые следили за новорожденными, чтобы их убивать, ожидали родов обычных, так что эти роды они пропустили. Это позволило Иохевед растить Моше дома 88 дней 3 — лунных месяца, из них два по 29 дней, и один полный 30 дней. Получается, что Моше, который родился 7 Адара, был опущен в воды Нила 6 Сивана, в тот самый день, когда спустя 80 лет он получил Тору на горе Синай.
Мы вступили в период времени, именуемый Шовевим — это слово состоит из первых букв названий недельных глав Книги Шмот. Святой Зоар говорит, что подобно тому, как страдания египетского рабства очистили евреев, дав их душам особую природу, так же и это время, когда мы читаем о египетском галуте в Торе, насыщено особым светом, приближающим к Б-гу, помогающим сделать тшуву. В эти недели нужно усилить изучение Торы, лучше молиться, давать больше цдаки и делать больше добрых дел. Но главное, это, конечно, изучение Торы. Зоар говорит, что трудности и сложности, сопутствующие изучению Торы, — это страдания, очищающие так же, как очищали страдания рабства в Египте. Важно не пропустить это время!
ВТОРАЯ ТРАПЕЗА
Однажды Адмор Цемах Цедек из Любавичей (זצ»ל) послал своего личного посланника рава Ицхока Айзика из Гомеля к рабби Исруэлю из Рижина 1РП|т Урэт. Оба были лидерами своего поколения и часто занимались общественными делами. Как раз вопрос такого рода было поручено обсудить раву Ицхоку Айзику.
Находясь в приёмной у Ребе, среди многих, ожидавших своей очереди, он обратил внимание на двоих. Один был талмид хахам, написавший книгу хидушим — своих открытий в Торе. Он ждал приёма, чтобы получить у Ребе аскаму — рекомендательное письмо и согласие на публикацию. У второго было точно такое же дело, но его рукопись была собранием историй о праведниках.
Рав Ицхок Айзик увидел, что габай, наводивший порядок в очереди, явно по поручению Ребе, пропустил первым автора книги историй. Это вызвало у него удивление.
В конце приёма раву Ицхоку Айзику было сказано, что он приглашён к Ребе на трапезу в честь Рош Хойдеш. Во время трапезы Рижинский цадик начал свою Тойру так: «Среди нас присутствует талмид хахам из Литвы, у которого есть незаданный вопрос: почему мы приняли вначале автора книги историй, пропустив его впереди автора хидушим Торы? Что мы можем на это сказать? Это сложный вопрос. Ещё Раши начал с него свой комментарий на Тору: почему Тора начинается именно с Берейшис, а не с первой заповеди? Но дело в том, что есть основа, фундамент всех заповедей — вера, стержень нашего мировоззрения, нашей жизни. И эту веру Торе важно донести до нас в первую очередь. Вот и мы в данном случае поступили так же».
Действительно, первая Книга Торы, Берейшит, самая большая по объёму комментариев в Торе, содержит всего три мицвы: плодитесь и размножайтесь, заповедь обрезания и запрет употребления в пищу седалищного нерва «гид анаше». Всё остальное это истории о праведниках, которые учат нас и дают нам заряд веры и стремления к праведности. Это настолько важно Торе, что она говорит об этом в первую очередь, много и подробно, уделяет этому целую отдельную Книгу, прежде чем открывать нам свои законы и принципы.
Вторая Книга Торы, Шмот, которую мы начинаем, тоже построена по этому принципу. Первые мицвот в ней мы встретим лишь в третьей главе Бо, которой предшествуют рассказы о зарождении нашего народа в Египте и о Десяти Казнях. Это основа основ еврейской веры, и, возвращаясь к этому из года в год, мы обращаемся к своим истокам, заново учась самому важному в нашей жизни — вере.
Не приближайся сюда, сними обувь с ног твоих, ибо земля, на которой ты стоишь, святая земля». С этих слов начинается Откровение. Моше Рабейну становится пророком и слышит, как Всевышний говорит с ним.
Б-г говорит Моше две вещи. Первое: не подходить к горящему и несгорающему кусту ещё ближе. И второе: даже на месте, на котором он стоит, не стоять просто так, а снять обувь. Почему порядок именно такой, на первый взгляд, было бы логичнее сначала дать повеление снять обувь?
Ор Ахаим объясняет, что во всей Торе действует следующий принцип: к нарушению запрета Всевышний относится строже, чем к неисполнению повелительной мицвы. Нарушение запрета наносит урон человеческой душе, причиняет ей порчу. Невыполнение же повеления просто лишает человека блага, которое можно было бы приобрести с помощью этой заповеди. Поэтому в Торе мы не находим наказания за несоблюдение повелительных мицвот, все наказания связаны с нарушением запретов.
У этого правила есть только два исключения: пасхальная жертва и обрезание. Начав разговаривать с Моше, Всевышний дает ему самую важную заповедь-запрет и только потом -Своё первое повеление. Но почему Всевышний не обратился к Моше раньше, до того, как он ступил в обуви на освящённую землю? Очевидно, нужно сказать, что вся святость, вся особенность у этого места появилась только в тот момент, когда Всевышний заговорил с Моше.
«И вот имена сынов Израиля, приходящих в Египет»
Говорит Меор Эйнаим, что каждый еврей несёт в себе множество святых Имён Всевышнего. Голова — это Четырёхбуквенное Имя с огласовкой комец, мозг — это Четырёхбуквенное Имя с огласовкой патах, сердце — это Имя с огласовкой цейре, правая рука — Имя, огласованное сеголь, левая рука — Имя, огласованное шва, тело -Имя, огласованное хойлем, правая нога — Имя с огласовкой хирик, левая нога — Имя, огласованное кибуц. Знак союза обрезания на теле — Имя, огласованное шурук, концовка, венец этого знака — это Имя без огласовки, так как оно принимает все существующие огласовки. Получается, что каждый еврей наполнен святыми Именами Всевышнего.
Это имеет здесь в виду Тора, говоря «И вот имена сынов Израиля»: даже когда они «приходят в Египет», падают со своей ступени и попадают в глубину клипот, они полны святости. И с её помощью поднимутся из бездны духовной нечистоты и поднимут вместе с собой падшие души, которые они оттуда освободят.
Предыдущие комментарии на эту главу (р.Йосеф Скляр)


Оставить Комментарий