Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

01
Июн

Рав Ицхак Зильбер. Всегда живая память.

rav_yitzhak[1]Желание говорить о Раве Ицхаке Зильбере (זצל) вызревало с той памятной ночи девятого Ава, когда к слезам о разрушенных Храмах и не отстроенном Иерушалаиме добавились скорбные слёзы утраты, которые не пытался сдержать, пожалуй, ни один из тех тысяч евреев, собравшихся в Сенедрии, неподалёку от дома, где жил рав Ицхак, чтобы проводить его в последний путь.

В моё сознание просто не укладывалось столь непоколебимая истина: Рава больше никогда не будет с нами !!!  Своё состояние мне удалось передать в предисловии к исследованию о Иосефе-праведнике почти сразу после того, как на нас обрушилось испытание смертью рава Ицхака. Вот эти строчки: В молитве «Амида«, там, где обычно мы вспоминаем о больных, в течение нескольких месяцев цепко, бескомпромиссно, искренне молимся о выздоровлении рава Ицхака Зильбера, и чем меньше остается надежды, тем круче… и трепетнее наши просоленные просьбы.

В утренней молитве 8 Ава начисто забыл эту вставку — и сердце сжалось в холодном предчувствии, а уже через несколько часов ожили пелефоны, пронзив сознание и сердца ужасным известием: «Осиротели!!!»

Все негативные чувства — страх, рвущая душу печаль, раздражение, апатия, беспомощность, головокружительная растерянность застряли комком в горле, вмиг иссякли силы плакать и… дышать… Всего несколько секунд, пока Милосердный Милостью Своей не раскручивает все виды памяти и воображения — и живой рав Ицхак своим особенным голосом, умными добрыми глазами, теплой, родной улыбкой, незабываемыми словами Торы, настолько четко ощущается рядом, насколько отчетливо проявляется понимание: пока мы живы — в каждом из нас жив и наш рав Ицхак!

Раскрывшись улыбкой, губы пропускают благодарный Творцу шепот, а глаза не препятствуют рвущимся наружу слезам…

Незамедлительно сознание наполняется верой, что Вс-вышний нас не оставит, а все негативные чувства растворяются в нахлынувшей радости и в желании вместе со всеми проститься с равом Ицхаком. Пелефоны по-прежнему рвут на части такую, как никогда желанную тишину, но это не раздражает, а наоборот, радует: десятки людей хотят поехать на похороны…

За полтора часа до начала прощальной церемонии с равом Ицхаком Зильбером из Ашдода в Йерушалаим выезжает большой автобус, в котором почти нет свободных мест…

Мои мысли устремлены к Санедрии, к квартире на втором этаже в ничем не примечательном доме, где жил Учитель, и где по неизмеримой Милости Небес приходилось бывать не однажды…

Сюда ежедневно приходили люди. Здесь по-настоящему учились, гостили, женились, вступали в союз Авраама-авину, сюда несли свою сердечную боль и радость в обмен на благословение, напутствие, отеческий совет . Благословением Рава дорожили… в него верили…
Уже несколько лет рав Зильбер с нами в новом качестве; нелегко к этому привыкнуть! И не удивительно, что с грустью, со слезами, с занозным чувством невосполнимой утраты все-таки прорывающимся иногда сквозь успокаивающее обнадеживающее знание, непоколебимо стоящее на еврейской вере и устной традиции, о вечности души, Грядущем Мире, воскрешении мертвых, думается и о том, чему только сейчас можно дать настоящую оценку: какое великое еврейское счастье — быть учеником рава Ицхака, какое наслаждение учиться у него Торе, и какая нелегкая ноша — жить с оглядкой на его жизнь, сохраняя и приумножая учебу Торы, и устоять, с готовностью на самопожертвование, в исполнении ее вечных мицвот

Бесспорно, нам позавидуют грядущие поколения, потому что все великое видится на расстоянии, и по-настоящему оценить «айсберг» по имени рав Ицхак Зильбер смогут спустя годы.

Но уже и сегодня видно то, что невозможно недооценить: Учитель соединил собой две эпохи, два значимых временных среза истории русского еврейства, когда уходили последние из последних, чудом уцелевшие под беспощадным коммунистическим натиском незаметные старички-гаоны, с тшувой, добрыми делами, учебой, их внуков и правнуков как на Святой Земле, так и на территории поверженного коммунистического режима…

Уникальны его воспоминания, его комментарии к недельным главам Торы, его умение сделать значимой неприметную мелочь. Своей кропотливой работой рав Зильбер собрал и спас жемчужины — высказывания многих местечковых раввинов, больших мудрецов и праведников и украсил ими свои книги.

Он и нас, своих учеников, вдохновил на вдумчивый исследовательский подход к учебе. Я благодарен ему за то, что нашел в его книге «Беседы о Торе» в главе «Ваигаш» книги «Берешит«, то, что помогло мне по-настоящему насладиться поиском, исследованием, учебой, и найти с Б-жьей помощью ответ на вопрос о делах Йосефа-праведника, который оставался безответным для меня долгие годы…

Одно из имен рава Зильбера — Иосеф. Имя еврея свидетельствует о нем, о его делах, поэтому видится любовь рава к братьям-евреям, его героическая стойкость в соблюдении Торы, как нечто закономерное, заключенное в 4-х ивритских буквах второго имени рава Зильбера.

На протяжении тысячелетий еврейской истории в нашем народе всегда были, есть и будут наследники великих дел праотцов, самоотверженности и геройства, их верности Б-гу и Его Синайскому Откровению.

И жизнь рава Ицхака Зильбера — тому свидетельство!

Позади тринадцать лет. Армия русскоязычных баалей тшува пополнилась новыми бойцами. Большинство среди новичков никогда не встречались с равом Зильбером. В лучшем случае, они знают о нём из книг, фильмов, живых воспоминаний и рассказов. И наш долг, его учеников, рассказывать о нём не меньше, чем с благословения рава Ицхака Гутнера (זצל) , он сам рассказывал о себе.

Поэтому мы открыли на сайте раздел, посвящённый Учителю, в память о нём, с целью поднятия его души, с желанием помочь всем, кто сориентировал свою жизнь на ценности Торы, на примерах из жизни Рава, рассказах о святых мгновениях общения с ним, укрепиться в учёбе, в молитвах, добрых делах и совершенствовании моральных качеств. Приглашаем к сотрудничеству всех желающих. И да пребудет Небесное благословение на всех, кому дорога память о незабвенном раве Ицхаке Иосефе, сыне Бенциона Хаима Зильбера!


Оставить Комментарий