Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

01
Июл

К столетию со дня рождения рава Ицхака Зильбера. Сиди и учись.

Р. Габриэль Чиквашвили

По большому счёту, мы с вами  живём от шаббата до шаббата. Думаю, вы понимаете, что стоит за этими словами. А тем, кого напрягает подобное заявление, постараюсь объяснить о чём идёт речь. Просто в наших обычных днях недели, разумеется, наполненных молитвами и учёбой, исполнением заповедей, остро чувствуется отсутствие  уникального состояния восторга, которое наполняет нас по шаббатам. Помимо этого, в памяти также остаётся ощущение праздника, с его особенными молитвами, учёбой, одеждой, трапезами, отдыхом. Поэтому, не удивительно, что мы, только выйдя из шаббата, уже ждём, когда он снова повторится.

Я заговорил об этом с целью провести параллель с подобным чувством, которое испытывал каждый из пяти раз моего приезда в Израиль и возвращения в Грузию. Прилетев в Тбилиси, я очень скоро начинал тосковать по Йерушалаиму, жил воспоминаниями о городе, где остались мои дорогие друзья-братья евреи, и считал дни до встречи с ними!  За несколько лет  удалось пять раз по месяцу прожить в Израиле, и эти, в среднем, 150 дней  врезались в  память, как самые важные, дорогие, радостные и содержательные дни моей жизни.

И во многом, я обязан раву Ицхаку Зильберу (будет благословенна память праведника).

Уже в первый мой приезд меня с ним познакомили. Я влюбился в Рава с того памятного урока, когда услышал слова живой Торы, которую он, как никто другой умел оживлять. Очень впечатлился, и, едва дождавшись конца урока, повинуясь огромному чувственному порыву, бросился к раву Ицхаку пожать руку. Он охотно её протянул, а я чуть задержал его мягкую ладонь, сопротивляясь вспыхнувшему желанию увлечь Рава в благодарный танец Милосердному! Но сдержался. О чём жалею и по сей день…

С того дня он стал для меня учителем, наставником, отцом. С ним можно было без стеснения говорить обо всём и делиться самыми сокровенными мыслями. Поражаюсь его редкостным умением выслушать, понять и дать на все сто процентов верный совет. Я потом проверял: все, кто обращались к Раву за советами и прислушались к его мнению, — не проиграли!

Не удивительно, что каждый раз собираясь в Израиль, вдохновенно желал встречи, прежде всего, с равом Ицхаком. В 2000-ом году я прилетел туристом в Йерушалаим пятый и, как оказалось, последний раз. По приезде поспешил к нему на урок в ешиву «Швут ами«. Рав встретил меня радушно, будто и не было долгих месяцев разлуки, и на мой вопрос, что делать в Израиле гостю на месяц, серьёзно и убедительно посоветовал: «Сиди и учись!» Разве можно было его ослушаться?!

В тот раз учился очень старательно, и почти не заметил, как растаял месяц  до отъезда. Пришёл в себя, когда мой лучший друг Моше Элияшвили, у которого я всегда жил по приезде в Израиль, сказал в один из дней: «Ребята хотят тебе сделать проводы, когда улетаешь, покажи билет?» Я охотно выполнил его просьбу. Моше посмотрел на него, на мгновение задумался и … звонко рассмеялся.

Я удивился: «Что смеёшься?»

Он перестал смеяться, но улыбка так и не исчезла с его лица. Выдержав паузу, Моше выкрикнул: «Да не уедешь ты никуда!»

Не знал, как на это отреагировать, и обиженно замолчал. Друг тут же, оценив моё состояние, на полном серьёзе объяснил: «У тебя билет на Шавуот!!!»  Я выхватил его из рук Моше и побежал к холодильнику, на котором был прилеплен еврейский календарь Мне не составило труда в считанные секунды понять, что он оказался прав…

На моём лице обозначилась такая растерянность, что Моше, наверное, пожалел в душе о своём смехе. Чтобы как-то меня подбодрить он посоветовал: «Поезжай к раву Ицхаку, поговори с ним…»

Я поблагодарил друга за дельный совет и поехал к Раву.  Отлично понимал, что у меня почти нет шансов воспользоваться билетом, так как это значило зачеркнуть свою тшуву и сознательно похоронить однажды сделанный выбор в пользу Святой Торы!

Чтобы успокоиться, достаточно было лишь взглянуть на рава Ицхака. Когда я объяснял ему суть дела, искренно был готов выполнить его любое повеление. Он долго не думая, очень доходчиво сказал: «Габриэль, в этой ситуации я не говорю тебе уезжай…»

До праздника оставалось ещё несколько дней, и всё это время  думал над словами Рава. Если бы он прямо запретил мне лететь в «Шавуот» — я бы его, разумеется, послушал. Но он дал мне право выбрать и решить всё самому. Потому что хотел и ждал моё правильное решение. Даже больше того, он был уверен, что я не ошибусь и в душе желал мне удачи…

Шавуот отметил вместе с ребятами в ешиве.

После ночи учёбы на исходе праздника Всевышний наградил меня важным пониманием, а именно: ошибка с билетом была знаком с Небес оставаться в Израиле навсегда. По большому счёту я к этому был готов! Удостоился ещё несколько лет учиться у рава Ицхака каждый день до самой его смерти. Напутственное «Сиди и учись» стало для меня благословением. И с лёгкой руки Рава, удостоился уже 14 лет своё основное время отдавать учёбе. Дай Б-г и дальше продолжать это святое дело, на которое по-прежнему вдохновляет жизненный пример Учителя.

(рассказ р. Габриэля Чиквашвили, записал р. Й.Скляр)


Оставить Комментарий