Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

21
Окт

Недельная глава: Берешит

«В начале (Берешит) сотворения Б-гом небес и земли, — земля же была — смятение и пустынность, и тьма над ликом пучины…» (Берешит, 1: 1-2). Так начинается наша святая Тора. Обратимся к классическому комментарию великого Раши: «Посмотрим на этот стих, глазами мудрецов Талмуда: ради Торы, нареченной началом (решит) пути Его (Притчи 8,22), и ради Исроэля, нареченного начатком (решит) плодов Его (Ирмеяу 2,3) (т.е. приставка бет обозначает цель и причину, и стих следует понимать так: ради Торы и Исроэля, названных «началом», Б-г сотворил небо и землю). Много лет тому назад этот комментарий Раши меня очень обрадовал и укрепил в плане учёбы, веры и исполнения заповедей. И в этом нет ничего особенного: такое отношение к высказыванию великого мудреца, наверное, у всех, кто верит, учится и исполняет заповеди. Но как быть с теми,  кто ещё далёк от Торы, или только-только решился к ней приблизиться? Безусловно, комментарий Раши может вызвать у них недоумение: неужели ради Торы и еврейской избранности создан мир?! И его существование напрямую зависит от того, как евреи учатся, и насколько соответствуют Б-жественному  избранию?! Подумалось: а  как реагировать сегодня на подобное недоумение начинающих? — попытаться помочь им понять высказывание еврейских мудрецов о цели Творения! Однако, несколько необычным способом: путём добавления ещё большего недоумения. Обратимся для этого к «Пиркаей Авот», где сказано: «Шимон-праведник был последним из (ученых) Великого собрания. Он часто повторял: «На трёх основах стоит мир: на (изучении) Торы, на служении Б-гу, и на добрых делах» (П.А.,1:2).  Учил Рав: «Если бы евреи не приняли Тору на Синае, мир перестал бы существовать. Из Талмуда  (Шабат, 88а, Таанит, 27б) и из Теилим (89:3) следует, что существование мира прекратилось бы и в одном из трёх случаев: если бы в Храме не проводилось богослужение; если бы во время молитвы не читали стихи  из Торы  о храмовых жертвоприношениях; если бы люди не заботились друг о друге». Добавим ещё  «ошеломляющие» прописные истины: форма, сотворённой Б-гом Земли способствует круглосуточному изучению Торы — когда на одном полушарии день, и евреи учатся и исполняют заповеди, — на другом ночь, и евреи спят, — и наоборот! Вс-вышний «приберёг» открытие Америки до катастрофического состояния европейского еврейства, оказавшегося на грани полного истребления в результате гонений и массовых погромов, когда угроза гибели сводила к нулю возможность круглосуточного изучения Торы. Остановимся на этих примерах, прекратив испытывать терпение недоумевающих,  и попробуем развеять все их сомнения. Итак, с одной стороны вера в Б-жественное происхождение Торы, ради которой была создана Земля, а еврейский народ удостоился избранности, и с другой стороны презрительное отношение к этому утверждению. Посмотрим на ситуацию глазами истины и фактов. Евреи не одно тысячелетие верят в Тору и в своё предназначение и  стоят на этом, даже ценой жизни. Примеров в еврейской истории — тысячи. И в этом сгула  вечности народа! Самое время сейчас обратится к одному  из доказательств особого отношения к Торе, с которого начинается книга рава Ицхака Зильберштейна «Алейну лешабеах«, как раз на вышеупомянутый комментарий Раши (берешит — бишвиль Тора, ше никрет решит). Рав пишет: «Тот, чья голова и интересы погружены в море Торы, не может думать о других вещах, даже, если весь мир вокруг него утопает в море горя и бедствий, — он весь в другой действительности… Пример этого — адмор гурских хасидов, Авраам Мордехай Алтер, автор книги «Имрей эмет».   Чудом вырвавшись из захваченной фашистами Польши, он поселился в Иерушалайме.  Со скорбной болью в огромном любящем еврейском сердце тревожно и печально ждал Гурский Ребе каждую новость из Европы, где в огне Катастрофы погибли сотни тысяч хасидов и члены его семьи. Единственный спасшийся внук адмора, рав Ноах Иоскович, с большим трудом, преодолев множество испытаний, однажды постучался в дверь Иерушалаймской квартиры своего великого деда. С большим  волнением и со слезами на глазах хотел внук обнять и поцеловать   Ребе, сумевшего возвратить к жизни в своих многочисленных  хасидов после кровавых событий прошедшей войны. Но дед, крепко прилепившийся к Торе, поприветствовав его сказал: «Внук мой, Ноах, ты один остался у меня из всей семьи… Подумай, сколько  лет не было у тебя возможности серьёзно учить Тору?! Беги, мой единственный, в бейт-мидраш, и начинай учиться, чтобы восполнить пропущенные годы!  Страшные (для понимания) вещи! Ведь столько трудностей выпало на долю рава Ноаха, пока он удостоился встретиться с дедом, и тот не захотел уделить ему  несколько минут, чтобы выслушать его рассказ о спасении, и посочувствовать внуку!Так мог поступить лишь тот, кто искренне верит и учит других, что Мир создан для Торы, названной решит».

К этому можно добавить, что Гурский Ребе через всю свою жизнь пронёс такое отношение к Святой Книге. Сменив своего отца во главе движения хасидей Гур, он в руководстве хасидами, уделял организации упорядоченной системы изучения Торы. «Пробудить сердца на служение Б-гу и к трепету перед Ним невозможно никаким иным способом, кроме занятий Торой, — утверждал он в одном из писем, — здесь  не помогут многочасовые пустопорожние разговоры… Время чересчур дорого, … и оптимальное его использование  — заниматься Торой на протяжении всего дня… (Гдолей а дорот). Он был очень требователен, в первую очередь, к самому себе. Его близкий ученик вспоминал, как однажды поезд, на котором ехал Ребе из Гуры, сошел с рельс. Всех пассажиров эвакуировали из вагонов. Рав Авраам Мордехай тут же встал под дерево, извлёк из кармана книгу и погрузился в её изучение. Вынужденная стоянка продолжалась около шести часов: чтобы возвратить вагоны на рельсы, были привезены специальные механизмы. Все пассажиры с жадным любопытством наблюдали за спасительной операцией , и только гурский  адмор всё это время сосредоточенно занимался, стоя под деревом и не открывая взгляда от книги. (Еврейские мудрецы, стр.434).

Такое отношение к Торе отнюдь не уникальное, а скорее типичное. Тем, кто ещё продолжает сомневаться, советуем поискать примеры в еврейских книгах. В первую очередь, ориентируем вас на книгу незабвенного нашего учителя рава Ицхака Зильбера (да будет благословенна память праведника) «Чтобы ты остался евреем». На её страницах найдёте рассказ, о том, как отец рава Ицхака, его дед по материнской линии и прославленный «Ор самеах» (Меир-Симха а-Коэн) втроём учили  Тору в синагоге под грохот канонады во время Первой мировой войны. А также, как дедушка, поддержал одного  своего внука-ешиботника, во время депортации евреев в глубь России, беседуя с ним о Торе, словно в шабат после трапезы, всё время до отправки поезда, несмотря на суматоху и всеобщую панику. На страницах своей книги рав Зильбер также делится размышлениями о спасении еврейской ашкеназской  общины Ташкента во время страшного землетрясения, когда в заслугу серьёзной учёбы, исполнения заповедей, и добрых дел, не погиб ни один еврей города!


Оставить Комментарий