Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

25
Окт

Недельная глава: Ноах

«Это порождённые Ноахом: Ноах  мужем праведным, цельным (цадик, тамим) был в своих родах, с Б-гом ходил Ноах…» (Берешит, 1:9). Потому и был он избран из всех потомков первого человека продолжателем его рода на Земле. Избрание Ноаха от него не зависело, так как исходило Свыше, однако обязывало ко многому, и, прежде  всего, —  научиться вере и терпению. Сто двадцать лет издевательства и насмешек оказались лишь «цветочками», за которыми последовали «ягодки» — годичное пребывание в ковчеге, то есть, — в тесноте, в изоляции от внешнего мира, в недосыпании, в недоедании, в изнурительной работе по уходу за животными, без личной жизни и в беспокойстве: хватит ли заслуг пассажирам ковчега, чтобы устоять в испытании!? Доказательством того, что год потопа стал для спасителя человечества самым трудным, находим в книге рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем»: «Ноаху было шестьсот лет, когда начался потоп, который длился  один год.

После него он прожил ещё триста пятьдесят лет. В сумме —  девятьсот пятьдесят один! Но в Торе сказано: «… и всего жил Ноах девятьсот пятьдесят лет». Почему не девятьсот пятьдесят один? Потому что год, когда он был заперт в ковчеге, как в тюрьме, не считается!» (стр. 292). Но, не смотря ни на что, вряд ли бы отказался великий праведник от своего избрания. Прежде чем доказать это предположение, хочется сказать о размышлении, которое стало следствием раздумий о Ноахе и его предназначении. Подведя итог вышесказанному, отметим, что когда услышал он «Войди ты и весь твой дом в ковчег ибо тебя  видел Я праведным  предо Мною в роду этом», — то не возгордился, не зазнался, не испортился, прекрасно понимая на что был избран!  В недельной главе «Берешит» мы выучили, что «ради Торы и евреев был создан Мир». Их согласие принять её на Синае не только спасло этот созданный мир, но и узаконило избрание Б-жественного  народа, который на тысячелетия подставил спину под только ему посильное служение. И это служение сродни подвигу Ноаха, но превосходит его в масштабах и значимости:   ковчег спасителя человечества  всего один год бороздил мировой океан. А наш еврейский корабль и по сей день в плавании по океану антисемитизма, ненависти, насмешек, издевательств, изгнаний, погромов, кровопролитий и катастроф! Поэтому, когда евреи в молитве «Алейну лешабеах» благодарят Вс-вышнего, что не уподобил их народам мира, они отнюдь не превозносят себя и свою избранность, а утверждают понимание  ответственности  за то, к чему эта избранность обязывает. Возвратим наши размышления к Ноаху и направим их в сторону доказательства его праведности и цельности.   На «цадик, тамим» есть множество комментариев.  По нашей договоренности, обратимся к книге «Алейну лешабеах» рава Ицхака Зильберштейна. Он пишет: «Видел сверх чудесное объяснение этим словам в книге «Яд Моше», где есть ссылка на Талмуд, трактат «Мегила» (лист 29, стр.1): «Сказал рав Аши: » Человек горделивый — баал мум у», — то есть, — обладатель изъяна. И вот Ноах был скромник большой. И проявилась замечательная  черта праведника, когда лев ударил его лапой (за опоздание с едой) и покалечил, а он продолжал приносить ему пищу. В этом доказательство праведности Ноаха. И отсюда  называет его Писание «иш цадик, тамим» (праведный, цельный), как отмечено, без мума  (недостатка). Попробуем понять, что имел в виду рав Аши, говоря о муме? И это похоже на человека, у которого нет рук и ног, и который ограничен в возможностях исполнить все желания сердца, так как его важные органы отсутствуют. Так же не может служить Создателю каждое мгновение тот, кто страдает самомнением. И когда задевают его гордыню, он не обращается к друзьям за помощью объяснить вещи далёкие  от его понимания. И если не дадут ему  место в синагоге, согласно его желанию, — обидится и покинет синагогу, будет молиться самостоятельно, дома.  А когда вызовут его  к Торе, и не дадут желанную алию, —  вообще откажется подняться к Торе. И в этом огромный недостаток такого гордеца, согласно утверждению рава Аши. Мы коснулись лишь маленького эпизода из жизни Ноаха, о котором даже письменная Тора умолчала, но он в свете истины характеризует  великого праведника, сохранившего свои убеждения, свою веру, своё послушание Создателю и в поколении Потопа, и в поколении Вавилонской башни!


Оставить Комментарий