Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

06
Ноя

Недельная глава: Ваера

«И Себя явил (ваера) ему Г-сподь в Элоне-Мамре, а он сел (у) входа в шатёр при зное дневном» (Берешит,18:1). Раши говорит: «Чтобы навестить больного», — как объясняет Талмуд: раби Хама бар Ханина сказал: «Был третий день после обрезания, и Пр-святой пришёл справиться о его благополучии» (Бава меция, 86.б). Зададим вопрос: откуда мудрецы выводят, что здесь «ваера» это — бикур холим? Проанализируем язык Торы. В конце предыдущей главы праотец Авраам получает пророчество о рождении сына, напрямую из уст Вс- вышнего, который открывается ему под Именем «Элоким». Написано далее: » И пал Авраам на лицо своё…»  Объясняют мудрецы: без брита он не в силах был выдержать святости, которая спустилась к нему вместе с пророчеством! В Алоне -Мамре, в его шатре, Вс-вышний открывается ему под Именем из четырёх непроизносимых букв и, впервые в жизни, праотец Авраам выдерживает святость Шехины стоя, потому что у него есть брит. Обычно, обращаясь к нему, Ашем преследовал цель: то ли сообщить пророчество, то ли дать объяснение в какой-либо заповеди, то ли предостерчь, подбодрить, наставить.  А здесь и сейчас ни слова ни о чём! Поэтому и делает Раши вывод: ваера — нетто бикур холим. Тора учит нас этой уникальной заповеди, на примере Вс-вышнего. В нашем поколении бикур холим на самом высоком уровне выполнял величайший праведник, рав  Арье Левин (будет благословенна его память). На протяжении многих лет, в канун каждого шабата, он совершал обход Иерушалаймских  больниц. Рав Левин узнавал у медсестёр, кого из пациентов не навещают, и подходил к постелям этих одиноких людей и подолгу с ними беседовал, гладил им руки, внушал бодрость и оптимизм. Были случаи, когда он навещал таких больных каждый день. Ещё со времени британского мандата рав Арье посещал каждую пятницу госпиталь для прокажённых, куда никто из посторонних, как правило, не входил. Ему удалось добиться, чтобы еврейских больных отделили от арабов и кормили из кошерной посуды. Жена рава взялась готовить для них еду на шабат, а он относил её в госпиталь. Учил с ними недельные главы Торы. На праздник Рош ашана он приходил в госпиталь с сыновьями, и они предоставляли больным возможность услышать звук шофара. («Еврейские мудрецы», стр.531).

Рав Ицхак Зильберштейн в книге «Алейну лешабеах«, приведя комментарии Раши на «ваера«, рассказывает эпизоды из жизни известных раввинов, связанных с заповедью бикур холим: «Гаон рабби Моше Мордехай Шульзенгер вспоминал один чудесный случай из жизни своего дяди, известного рава Зеева Чичика (благословенна память праведника), который однажды попал в больницу: «Пришло множество людей проведать больного рабби. В его палате под присмотром врачей находился ещё один еврей, на кровать которого не сел ни один посетитель в течение всего дня. Зато к раву Зееву не прекращался поток посетителей. Эта ситуация навеяла огромную печаль на сердце больного соседа по палате, которая отразилась грустью в его потухших глазах! Что сделал праведный рав Чичик?! Встал с кровати и перешел в другую палату, попросив своего сына направлять всех посетителей туда. И сделал он это с единственной целью — избавить соседа от страданий понимать своё жалкое одиночество в сравнении с праведным равом Зеевом Чичиком!

Похожая на эту история произошла с другим выдающимся раввином нашего поколения — Шломо Залманом Ойербахом (благословенна память праведника). Случилось так, что он был госпитализирован в больницу на лечение. Члены семьи каждый день навещали рава и приносили ему домашнюю еду, горячую и свежую. Рабби Шломо Залман попросил угостить, также, своего соседа по палате, даже несмотря на то, что тот, светский человек, не скажет благословение на еду. (Еврейский закон предписывает не угощать того, кто не собирается говорить на неё благословение). Мудрец и законоучитель, великий праведник, рав Ойербах растолковал этот закон в пользу соседа, объяснив, что у больного и слабого человека запах вкусной домашней пищи может вызвать такой аппетит, в результате которого появится серьёзная угроза его жизни!»


Оставить Комментарий