Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

25
Ноя

Недельная глава: Толдот

«И это порождённые Ицхаком, сыном Авраама, — Авраам породил Ицхака.» (Берешит, 25:19). Вновь Тора заставляет нас задуматься: Нам сообщают два  события: у праотца Ицхака есть продолжение в рождённых им (Раши объясняет, что это Яаков и Эсав, о которых рассказывается в этой недельной главе) и, что Авраам — отец Ицхака. Продолжает великий комментатор и говорит, что схожесть во внешности отца и сына, как у братьев-близнецов, допущенная Свыше, — именно с целью подтвердить, что Авраам, а не Авимелех, — отец Ицхака. У второй супружеской пары наших праотцов проблем с  насильственным разлучением не было! Может быть, потому, что Авимелех, царь Грара, который «споткнулся» на праматери Саре, действует не так решительно по отношению к Ривке, — её «дочке» (по заявлению Ицхака : «Она — сестра моя»). На вопрос: «Почему Ривку не подвергают испытанию царским гаремом Авимелеха? — ответим, что к тому времени она уже родила Эсава и Яакова!» И это значит, — что отцовство Ицхака очевидно, и его сыновья не нуждаются в стопроцентной схожести с ним во внешности! Что касается братьев, то, вероятнее всего, во внешности Яаков был предпочтительнее Эсава, который, несмотря на броскую красноту и волосяной покров мужчины, всё же, снискал симпатию своего великого отца. Сообщает Тора:» И любил Ицхак Эсава, ибо ловля у него во рту, а Ривка любила Яакова» (Берешит,25:28). Объясняет Раши: Согласно Таргуму, во рту у Ицхака. А мидраш (гласит:) во рту у Эсава , потому что он ловил и обманывал (отца) своими речами (Берешит раба, 63,10). Однако, это объяснение  Раши трудно понять. Может быть, великий комментатор подразумевал, что Ицхак любил Эсава на основании  «положительных» качеств, которые проявлялись в его поступках,  разговоре, общении: старший сын праотца Ицхака был энергичным, целеустремлённым, учтивым, внимательным, исполнительным, вежливым, смекалистым. Понятно, что за это его можно было любить! Но мы — то знаем, что он скрывал за этим! Есть комментаторы, которые говорят, что отец видел старшего сына насквозь, и чуть ли не читал его мысли, но строил свои отношения с ним на примере своего отца, великого Авраама, проявившего небывалое терпение к Ишмаэлю, в заслугу которого тот всё-таки сделал тшуву, даже когда Авраама уже не было в живых. Известно, что праматерь Ривка спросила у Вс-вышнего, почему ей, в отличие от Сары-имейну, суждено родить сына-злодея? Ответ был более, чем утешительный: таким образом допущена возможность потомкам Эсава пройти гиюр и присоединиться к еврейскому народу. Именно поэтому увидел праотец Ицхак пророка Овадию — праведного гера из Эсава. Добавляет рабейну Хида (я выучил это от рава Ариэля Левина), что рот злодея намекал Ицхаку-авину на получение устной Торы через великих потомков его грешного старшего сына, а именно: рабби Акивы, рабби Меира (бааль — а-неса), Шмайи и Автальона! Тора пришла научить, что праотец Яаков построил для нас модель отношений с потомками Эсава (народами мира), суть которой в идее договоров с ними. После рождения братья поделили миры: Яков наследует грядущий мир, а Эсав — наш бренный. Младший купил у старшего первородство, заплатил за место в пещере Махпела, и дважды заставил Эсава подписать договор о купле-продаже!  Рав Ицхак Зильберштейн в книге «Алейну лешабеах» связывает раздел мира между сыновьями праотца Ицхака с мишнаёт в «Пиркей  авот«: «Трое, которые ели за одним столом и не сказали за ним слова Торы, как будто ели из жертвоприношений мёртвым» (П.А.,3:3). Здесь в мишне  употребляется прошедшее время (кушали и не сказали). А вот в  предыдущей мишне «Двое, что сидят вместе и не говорят слова из Торы, будто пребывают в собрании насмешников» —  настоящее время (сидят и пребывают). Объясняет «Тиферет Исроэль» причину употребления прошедшего времени в первой мишне: «Прошедшее время употреблено, чтобы научить нас правилу: лишь после еды разрешено говорить слова Торы!» В нашем мире, наследуемом Эсавом, присутствует святость, перемешанная с тумой. И эта святость никакого отношения к нему не имеет. Как, например, заповеданные трапезы, которые в руках Яакова. Эсав же, довольствуется лишь трапезами будней. Поэтому, когда не говорят о Торе после еды, как в будничных трапезах, —  так и в заповеданных», — отдают их в наследие Эсава. Злодеи при жизни называются мертвецами. Отсюда, мертвецы, как бы приносят жертвы самим себе, как написано в мишне: «жертвоприношения мёртвых…»


Оставить Комментарий