Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

21
Дек

Бородатый недер

rav_yitzhak[1]

После знакомства с равом Ицхаком Зильбером (будет благословенна память праведника), мы по возможности начали приезжать к нему на уроки из Ашдода. Однажды он комментировал главу «Матот», и речь зашла о важности отмены обетов. В памяти вдруг высветилась забытая история нескольких лет давности, которая касалась темы отмены обетов. Я преодолел стеснительность и спросил рава, как быть с обетом, который, остался не снятым, и, естественно, был нарушен. Понятно, что рав  Ицхак попросил объяснить, о чём идёт речь, и что я имею в виду. Рассказал, что в прошлом, когда подходил к концу трёхлетний срок льготы на покупку автомобиля по олимовской цене, мы с женой разошлись во мнениях, какую машину покупать. Во время одного из обсуждений, я запальчиво предупредил (даже поклялся!), что если не куплю то, что хочу, то … не куплю вообще ничего!  Понятно, что с этого мгновения  попал под сильное воздействие дурного начала, которое навеяло на меня неуверенность в возможностях выплачивать немалую ссуду моей дорогостоящей модели.

В конце-концов, я не выдержал и отступил от желания купить столь желанный ранее автомобиль!  Поначалу сохранял спокойствие и об автомобилях даже разговор не начинал. Однако, чем меньше оставалось времени  до истечения срока, тем беспокойнее осознавал, что останусь без «колёс», если откажусь от покупки. На грани срока не выдержал … и купил новый автомобиль, разумеется, не тот, о котором клялся! Потом всё как-то забылось, и я не придавал этому никакого значения, пользовался новым автомобилем без оглядки и сожаления о том, что не купил другой.

Я и вспомнил — то об этом только потому, что рав Ицхак учил об обетах… Однако, спросил чисто из любопытства, без всякой мысли, что нужно что-то исправить! Но Рав так не думал! Он вдруг забеспокоился и озабоченно сказал, подумалось, самому себе: «Нужно срочно снимать…»  Я ничего не понял, и остался в недоумении. Рав Ицхак посадил возле себя двух из ребят, мне сказал пересесть напротив, и они начали что-то читать на иврите. Из всего, что происходило, я запомнил вопрос «или поклялся бы, если бы знал, что не смогу устоять в исполнении клятвы?» Когда я ответил, что не клялся бы, они ещё что-то сказали и после этого сообщили, что с этого момента моя клятва не действительна. Я не знал, радоваться этому или нет, и, если даже обрадовался, то скорее всего потому, что доставил им радость в том, что они только что сделали на полном серьёзе. Понимание пришло позже, с годами, когда я учил это не однажды. И, разумеется, наполнился благодарностью Всевышнему, что послал мне Учителя, избавившего меня от больших неприятностей, о которых я даже не подозревал!

р. Иосеф Скляр


Оставить Комментарий