Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

29
Дек

Недельная глава: Ваехи

 

«И жил Яаков на земле Мицраима семнадцать лет; и было дней Яакова, лет его жизни, семь лет и сто сорок лет.»(Берешит,47:28).

Тора говорит о жизни нашего праотца в том месте, где он умер. И мы вспоминаем Сару-имейну, о которой также сказано: «И было дней жизни Сары…», а говорится о её смерти. Потому что праведники не умирают! А лишь покидают мир иллюзий и неправды и переходят в мир истины. И нет другого туда пути, как только через наш грешный и лживый мир, где праведники за свои деяния и заслуги удостаиваются грядущего вечного блаженства.

 Не случайно сказано в начале главы «Ваехи( и жил) Яаков…» Числовое значение букв — 34: дважды иуд-20, плюс вав — 6, плюс хет — 8. И здесь намёк на два раза по семнадцать лет: первый раз в главе «Ваешев«, где говорится, что «… Иосеф — семнадцати лет». И это годы,  прожитые Яаковом до разлуки с любимым сыном, отмеченные неизмеримой отцовской радостью от общения с таким замечательным, талантливым, умным, красивым, послушным мальчиком! Вторые семнадцать — это в главе «Ваехи». И они — самые лучшие в жизни нашего праотца: Иосеф удостоился величия, признанного братьями, семьёй Яакова, царём Мицраима и его поданными. Он — праведник, мудрец Торы, справедливый правитель огромной, могучей империи. И, самое главное, — в семье воцарился такой желанный и долгожданный мир. А дети и внуки Яакова в достатке учатся и беспрепятственно соблюдают заповеди Торы. Отсюда, ваехи (34) намекает, что годы прожитые отцом и сыном совместно в этом мире, были самыми радостными, одухотворёнными, плодотворными! Но есть разница между первыми семнадцатью и вторыми. Годы до разлуки с Иосефом, несмотря на отцовскую радость от общения с ним, всё же омрачены нелёгкими жизненными испытаниями из-за Эсава, Лавана, Шхема, смерти Рахели. И они вошли в число ста тридцати лет, которые Яаков-авину, будучи воплощением души Адама, исправлял через невзгоды и тягости своими ста тридцатью годами. Вторые семнадцать — это чисто его, самые замечательные, лишённые трудностей и испытаний. Однако, только благодаря трудностям и испытаниям он и стал нашим великим праотцом, воплотившем в себе всё лучшее, чем отличались его отец, Ицхак, и дед, Авраам!

Подтверждение этому находим в книге «Алейну лешабеах» рава Ицхака Зильберштейна. Он пишет:» На еврейском кладбище города Измира в Турции есть памятник, на котором высечены слова: «Наш великий рав и учитель, гениальный талмид хахам, человек с горечью в душе, рабби Нисим Авраам Ашкенази, сын Рахели, атор книг «Нехмад ле мара«, «Драш Авраам», «Маасе Авраам» и многих рукописей…»

Кто он, этот Нисим Авраам Ашкенази, наш рав и учитель, который с одной стороны был человеком с горечью в душе, а с другой стороны — талмид хахам, написавший такое множество замечательных книг? Двоюродный брат и друг рабби Хаима Фаладжи (зацал), он вместе с ним сидел в городском суде, и возглавлял святую общину Измира.

Свидетельствовали  его родственники, что рабби Нисим Авраам был очень требователен к себе в исполнении заповедей Торы, от которой не отступал ни утром, ни вечером; с рождения она была для него средством для формирования веры и его наследием. Он, подобно праотцу Яакову, заслужил оценку человек шатра, так как всё своё время отдавал учению. Почему же душа его была наполнена горечью? Его жена, праведная рабанит, родила ему восемнадцать детей, и все они, до последнего, не стали долгожителями, и умерли при жизни рабби Нисима Авраама. Однако, потеря детей, которая далась ему  нелегко, наполнившая душу горечью от невосполнимых утрат, не отменила улыбку на его лице, и он нашёл в себе силы продолжать самоотверженную учёбу и такое же самоотверженное исполнение заповедей, а главное, — написать свои выдающиеся книги!

 Секрет стойкости праведника в непоколебимой вере в Б-жественное управление миром, когда происходящее с человеком воспринимается, как ему во благо! И это мы учим из первого стиха главы «Ваехи» на примере праотца Яакова, которого не сломили испытания, и он, в заслугу своей праведности и величия, удостоился семнадцати, самых счастливых и плодотворных лет своей героической жизни.


Оставить Комментарий