Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

21
Фев

Еврейский юмор. Рассказ 1

 

Уголок смеха или улыбка в уголке

Смех оздоровляет и продлевает жизнь! Эта истина стара, как мир… Наверное, стоит над этим задуматься и … смеяться над весёлой шуткой, рассказом, анекдотом; и понятно, что не без причины! Ведь как говаривали в той жизни, что смех без причины — признак неумного человека! Поэтому мы поставили перед собой цель:  во-первых, — эту самую причину вашего смеха сотворить; а, во-вторых, — продлить вам здоровое долголетие. Смейтесь на здоровье, и живите долго! Ведь учил же великий Хафец Хаим, » …что надо стараться жить долго, потому что на том свете ничего не заработаешь!» Кстати, наша весёлая история, которую рассказывает уже ни один год известный даршан современности, рав Шломо Левинштейн, в недельную гаву Шмот, имеет такое небольшое косвенное отношение к тому свету…  Итак, рассказ первый

Один мне — один тебе!

Два шустрых еврейских мальчугана нашли мешок с орехами.

Вы уже заёрзали от любопытства: где и как это могло быть? Увы, рассказчик об этом не сообщает. Не беда — додумаем сами.

Возможно, какой-нибудь гой из села, соседнего с местечком, где жили парни, перегрузил свою телегу, отправляясь на ярмарку торговать. Один мешок и свалился по дороге незаметно для него. Его- то и нашли наши герои.

Понятно, что первым делом эти умные еврейские головы, не зря же они учились в хейдере, решили определиться в вопросе: кому мешок принадлежит? Они, вероятнее всего, подумали как мы с вами, а это значило, что нет у них мицвы возвращать потерю, так как она — не еврейская, поэтому, без всяких сомнений и опасений, они решили разделить содержимое мешка по закону справедливости, который гласил: «Один мне — один тебе!»

Мальчуганы уже были готовы приступить к делёжке, но тут их одновременно посетила логичная мысль: «А вдруг появится кто-то третий, четвёртый, пятый… или, вообще, вмешаются взрослые и отберут находку?!» Один из них мыслил чуть-чуть шустрее другого, и предложил поискать такое место, куда люди почти не ходят без надобности. Не долго думая, другой, также шустро, отреагировал: «Пойдём на кладбище!»

 Идея им понравилась, и они со всех ног припустились к месту упокоения местечковых евреев, прихватив с собой драгоценный мешок.

Как и ожидалось, на кладбище не было ни души. Преодолевая страх, они решили не углубляться далеко; не забывайте, что это были всего лишь мальчики, которые пришли сюда лишь с целью сберечь находку, поэтому понятен их страх.

Однако оказалось, что помимо него, они всё-таки, опасались, что и здесь может ненароком оказаться кто-то третий и помешать им делить орехи.

Всё тот же, чуть более сообразительный, предложил: «Давай подложим под ворота два ореха, и если кто-то их откроет, чтобы зайти на кладбище, — то раздавит орехи. Мы это услышим, и успеем спрятаться за могилами!» На этом порешили и приступили к делёжке.

«Один мне — один тебе» ворвалось в мёртвую тишину кладбища, и завладело ею на некоторое время.

И нужно же  было именно тогда проходить мимо шамашу местного бейт-кнесета. Понятно, что только глухой мог не услышать «один мне — один тебе«. Впечатлительный шамаш, тут же предположил, что Сатан и ангел Смерти делят между собой души умерших! Он поспешил поделиться своей догадкой с местечковым раввином, который жил неподалёку от кладбища, и со  всех ног припустился к нему домой.

Понятно, что рава удивил вид взволнованного шамаша, всегда выдержанного и уравновешенного еврея, и поэтому он поторопился спросить: «Что случилось?!» Нежданный посетитель, заикаясь, прошептал: «Реб-е-е, т…ам, — он показал рукой в сторону кладбиша, — малах аМавет и Сатан делят души… мерт…ве…ц-ов …» «Что?!» — вскрикнул рав, разумеется ему не поверив. Но шамаш плаксиво начал уговаривать рава пойти с ним послушать.

Только из жалости к нему ребе согласился. Когда они подошли к воротам кладбища, главный местечковый мудрец почувствовал, как приподнимается его кипа вместе со вставшими дыбом волосами, потому что он тоже был не глухой!  «Один мнеодин тебе» парализовало их обоих. В неподвижности они простояли некоторое время. Эти  несколько минут показались им вечностью.

Вдруг за воротами на мгновенье воцарилась мёртвая тишина. Но через полминуты кто-то  тем же знакомым голосом произнёс: » Всё, больше нет, поделили!»  Ему ответили вопросом: «А как с теми двумя, что у ворот?» В ответ: «Один мнеодин тебе!

Если бы кто-нибудь из местечковых евреев вдруг оказался бы в это время у кладбища, то смог бы рассказать землякам, что стал свидетелем скоростного бега наперегонки почтенных раввина и шамаша со скоростью, которой мог бы позавидовать даже самый быстроногий мальчуган из хедера их местечка…

 


Оставить Комментарий