Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

03
Май

Союз утверждается устами. Часть 6

94183940[1]Следующие примеры справедливости великого закона речи связаны с Моше-рабейну. Начнём с его спасения. Мидраш сообщает: Йохевед, мать Учителя, спасая сына, взяла небольшую корзинку, просмолила её снаружи, намазала известью изнутри, чтобы сделать водонепроницаемой.  Эти действия вполне логичные и вопросов не вызывают. Также, понятно для чего она соорудила над корзинкой небольшой балдахин: беспощадное африканское солнце сожгло бы младенца! Однако, опять же по свидетельству мидраша, любящая мать не только для этого сооружает навес над спасительной корзинкой. Она может лишь догадываться, что ждёт их чудесного малыша, и потому говорит печально: «Кто знает, увижу ли я хупу своего сына?!»

Напрашивается предположение: за то, что внучка праотца Яакова допустила в своём сердце сомнение, ей было засчитано на Небесах, будто она произнесла это утвердительно! Отсюда и результат: ни мать Моше-рабейну, и никто другой из родственников и единоверцев, не видели его хупу!

Ещё одно интересное наблюдение, которое касается Учителя. Он удостаивается Б-жественного избрания вывести евреев из Мицраима. Камнем преткновения оказывается неповторимая скромность Моше-рабейну, и он делает попытку отказаться от такого почетного и ответственного послания. Вс-вышний настаивает именно на его (Моше) шлихуте и вкратце сообщает ему на уровне пророчества, как всё произойдёт (от казней до Исхода). В ответ Учитель восклицает: «… но ведь они  не поверят мне и не послушают голоса моего, ибо скажут: «Не являлся тебе Г-сподь«(Шмот, 4: 1-2). Творец вступается за евреев, возгласив: «Они будут слушать тебя. Они верующие, сыновья Авраама, о котором написано: «И он поверил во Вс-вышнего» (Берешит, 15:6). А также учит Моше знамениям ( посох, превращающийся в змею, рука, покрывшаяся цараат, вода, превращающаяся в кровь) на случай, если неверующие, всё же, окажутся. Казалось бы, инцендент  исчерпан! Но — брит хрута ле сфатаим! Поэтому, произнесенное устами Моше-рабейну сбывается! Где и когда?! В Пустыне, во время бунта Кораха! Проанализируем эту историю. В чём обвиняют вождя Корах и его сообщники? Мидраш свидетельствует, что они не желают слушать Моше-рабейну, и не верят ему, обвинив том, что он стремится к власти, и самолично назначил брата первосвященником, а его сыновей сделал коэнами, так как они его племянники. А также, по своим соображениям избрал для Б-жественной службы левитов, вместо первенцев всех колен. И, наконец, что он сам принял решение о подчинении левитов Аарону. Как видим, их упрёк сводится к тому, что действия Моше-рабейну основаны на его личном желании, а не продиктованы ему Свыше!   И всё это, как следствие ранее произнесённого Учителем : «… не поверят мне, не послушают голоса моего, и не являлся тебе Г-сподь».

Здесь требуется маленькое дополнение. Можно было бы спросить: Ведь, когда Моше-рабейну говорит Вс-вышнему, что евреи ему не поверят, он имеет в виду весь народ. А в бунте Кораха, в качестве неверующих выступает он сам и  всего несколько сотен его сообщников. И это, отнюдь, не весь народ! Несоответствие?!!

Ещё раз обратимся к мидрашу: «По наущению Кораха на следующее утро весь народ Исроэля собрался у входа в Мишкан. Корах продолжал настаивать и убеждать евреев, что он печётся о благе общины, утверждая, что некоторые действия Учителя — плоды его самоличного желания! Собравшиеся поддались его уговорам: не было слышно ни одного протестующего голоса. Многие начинали верить, что в словах Кораха действительно есть доля истины…»

Так печально сбылись слова Моше-рабейну.

И ещё один пример правила «Союз утверждается устами» из жизни Учителя, на который обращают наше внимание многие комментаторы. В недельной главе «Тецавэ» ни разу не упоминается имя Моше-рабейну. Это исполнение проклятия, которое он сам навёл на себя, сказав Вс-вышнему после случая с золотым тельцом: «Если Ты не простишь их грех,то я прошу Тебя вычеркнуть меня из Твоей книги, которую Ты написал!»  Слова праведника должны иметь последствия, (даже если связанное с ним условие не осуществилось). Поэтому Вс-вышний вычеркнул имя Моше из раздела «Тецавэ»`

(Посвящается памяти раббанит Батьи (Беатрисы), дочери Гершона Гельфман)

 


Оставить Комментарий