Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

19
Май

Недельная глава: Эмор

20151007_221051Бесспорно, что уникальное служение священников в Храме требовало от них высокого уровня святости и духовности. К тому же, они должны были находиться в чистоте тела и помыслов, а также, в ритуальной чистоте. Понятно, что самый главный из них — первосвященник — превосходил всех по этим качествам.

Мидраш называет пять критериев по которым отбирали лучшего из лучших. Перечислим их: Мудрость и величие в Торе; приятная наружность и даже более того — внешняя красота; огромная физическая сила; богатство, многим большее, чем у других священников; зрелый возраст. Из претендентов, обладающих названными достоинствами, Большой Санхедрин выбирал одного и посвящал в должность Верховного Священнослужителя… Понятно, что выбор Совета мудрецов отражал волю Небес. Подтверждение этому находим в истории Первого Храма, в котором за четыреста десять лет существования, сменилось лишь восемнадцать первосвященников. Все они были большими праведниками, соответствовали своему высокому назначению и удостоились долголетия. Во Втором Храме было уже все по другому. Цифры говорят сами за себя: против четырехсот двадцати лет Храма — более трехсот первосвященников! Они, увы, умирали в продолжение года после службы в Йом Кипур по причине того, что были недостойны своего «избрания» на столь ответственную должность. Недостаток в мудрости, праведности, величии они восполняли деньгами, и это открывало путь к заветному служению, но, с другой стороны, — сокращало им жизнь!

Рав Ицхак Зильберштейн

Рав Ицхак Зильберштейн

Рав Ицхак Зильберштейн в размышлении на стих главы «Эмор»  о первосвященнике — » А коэн а-Гадоль из братьев…» (Ваикра, 21:10) в книге «Алейну лешабеах»  добавляет одну важную деталь, которая касается Небесного избрания на Первосвященство. Он пишет: «Все знают о высказываниях мудрецов о Кимхит. О ней рассказывает Гемора в трактате «Йома«. У этой великой женщины было семеро сыновей, которые удостоились стать первосвященниками в Храме! Когда мудрецы спросили — «…за что ты заслужила такую награду», — Кимхит ответила: » Даже стены дома  не видели никогда волос моей головы!» И здесь напрашивается большое разъяснение, — какая связь женской скромности (в данном случае покрытие головы) с избранием сыновей на должность первосвященника?! Нашел в книге «Хамудей Ицхак» вещи, имеющие связь с нашим вопросом, и их источник — учение Рамбама о женской скромности. Отмечает великий мудрец, что » … порицание на женщину, которая всегда выходит (ей не сидится дома)! Потому что противоречит высказыванию «… все величие царской дочери (еврейской женщины) в её духовности, сокрытой внутри. А в простом понимании — в её постоянном пребывании (как праматерь Сара — И.С.-) в своем кошерном еврейском доме. Рамбам связывает скромность женщины, не покидающей своего дома, с первосвященником! И имеет здесь в виду, что у Главного священника в Храме был дом. В том смысле, что именно здесь он находился почти все свое время, достигая таким образом праведности, мудрости, святости и величия! Подобно еврейской женщине, достигающей великолепия от пребывания в доме, первосвященник становился особенным и значимым, находясь в дорогом для всех евреев месте. Оказывается, он отсутствовал в Храме лишь по ночам или, в случае острой необходимости, — час- другой (и не более!) в дневное время! Отсюда: та, чья скромность зиждилась на постоянном пребывании в доме, могла удостоится сыновей — ешвей бетеха (сидящих в Доме Твоем)! И еще одна важная деталь, которую учим из праведности Кимхит. Рассказывает женщина, что «даже стены дома никогда не видели волос её головы…» То есть, она была очень скромна даже среди своих домашних.

У нас принято судить о женщине по её поведению на улице, среди людей, в общественных местах. Критерий этого суждения — в её одежде, манере общаться на людях. Поэтому, может возникнуть вопрос, причем здесь скромность в доме, если видят её и судят о ней, когда она бахуц (вне дома)!

Потому что корень всего, что бахуц — в ежедневном поведении среди семьи, близких родственников — в её доме. Оттуда все и начинается! Причем, не только для женщины, «утратившей» самоконтроль, в месте, где люди её не видят, но и для  домашних. Если она «расслабится», то это непременно отразится на её близких! И об этом не стоит забывать!»


Оставить Комментарий