Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

25
Мар

Недельная глава Торы: Тецаве (2017)

Р.Йосеф Скляр

Р.Йосеф Скляр

Написано в недельной главе Торы «Тецаве«:«Ты же вели сынам Исроэля , чтобы они доставляли тебе елей, чистый, выбитый из маслин для освещения, чтобы зажигать лампады постоянно» (Шмот, 28:20).

Учит Раши, что для Храмовой Меноры использовали масло первого отжима, до того, как маслины размалывали жерновами. Эти первые капли были абсолютно чисты и не содержали осадка. Масло последующих отжимов нуждалось в отчистке, и было пригодным лишь для хлебных приношений.

Из предназначения масла первого и второго отжимов мудрецы увидели намёк на аспекты нашего материального и духовного служения, а именно: для Меноры, символизирующей интеллект, предписано использовать только самое чистое масло, а для жертвоприношений, олицетворяющих пищу, разрешено употреблять не такое чистое масло!

Тора учит нас осторожности и требовательности в духовных вещах (оградить себя от светской литературы и информации), ну и, понятно, также, и  в материальных (употреблять в пищу продукты с высоким уровнем кошерности). Разумеется, что масло первого отжима намного дороже, и поэтому, потребовалось дополнительное повеление его жертвовать.

Важность назначения и большая стоимость масла для Храмовой Меноры навеяли мысли о служении душ евреев в нашем мире. По большому счёту, сыновья Исроэля — все цадиким, но есть  среди них такие, которые — высшей пробы. И это, как масло первого отжима — высшей пробы. Подобно тому, как великие еврейские праведники спасают мир, открывая и поддерживая свет Торы, масло Меноры, открывая и поддерживая свет Храма, также, спасает мир.

Рав Ицхак Зильберштейн

Рав Ицхак Зильберштейн

Об одном таком великом праведном еврее — рассказ  рава Ицхака Зильберштейна в книге «Алейну лешабеах»: » Во время известного гаона рабби Иеуды Асада (זצל), величайшего из раввинов Венгрии, жил в его городе один простой еврей, который был шамашем в местной синагоге.

Простой и бесхитростный еврей каждый день, зажигая в синагоге свечи, одевал свой гартл и говорил: «Во имя единения Пресвятого и Его Шехины, я готов сейчас исполнить заповедь возжигать светильники Меноры  перед Ашемом».

Глядя на зажжённые в своей синагоге  свечи, шамаш подразумевал, объединяя своими тёплыми мыслями, всех, кто совершал подобное ему действие за тысячи лет до него в Храме! И выходили слова эти из уст простого еврея с огромным искренним  вдохновением.

И так делал он изо дня в день, а все посетители синагоги, что сышали его, не переставали удивляться величине простоты и чистоты сердца шамаша.

Однажды мясник города побывал в синагоге на зажигании свечей и стал свидетелем,  с каким вдохновением это делал синагогальный служка. Он очень впечатлился, стал завидовать праведнику, и спрашивал, или тот согласится уступить ему за деньги возможность зажигать в синагоге  свечи. Мясник всё больше увеличивал сумму, которую готов был выложить за эту сделку, пока она не достигла внушительных размеров.

Понятно, что шамаш никак не соглашался уступить ему свою мицву, но мясник на этом не успокоился! Всякий раз, бывая в синагоге, он напоминал праведнику о своей просьбе, и тот, в конце-концов, вынужден был обратиться за советом к раву Иеуде Асаду. Когда услышал гаон этот рассказ, то посоветовал шамашу уступить мяснику мицву за один золотой в день. Речь шла об огромной сумме денег! А ещё сказал праведный рабби, чтобы деньги эти не тратить, а собирать и хранить в укромном месте. Совет рава дался шамашу нелегко, но он согласился, и стал брать у мясника каждый день золотой, сохраняя все деньги, по совету рабби Иеуды.

С годами их сумма выросла астрономически!

Однажды еврей из синагоги встретил мясника, у которого из глаз текли слёзы, и на вопрос «Что случилось?», — он ответил, что нет у него средств достойно выдать замуж дочь-невесту… Дошли слова несчастного отца до рабби Иеуды Асада. Гаон вызвал к себе шамаша и предложил ему отдать мяснику на приданное дочери все деньги, которые он годами  сохранял, не потратив ни гроша. Синагогальный служка — чистая душа — и слова не возразил раву… и выложил мяснику всю сумму до копеечки! Она оказалась точь-в-точь такой, какую просили за его дочь !!!

Подытожим: в заслугу своей праведности удостоился шамаш зажигать свечи в синагоге с огромным вдохновением, а это, в свою очередь, повлекло за собой огромный круговорот заповедей, добавивших ему заслуг: от свечей — к скромности и бескорыстию; помощи бедной невесте; любви к ближнему; помощи другому еврею, такому же бесхитростному и простому, в исполнении заповеди, которая обрела ценность в его глазах, не взирая ни на какие  материальные затраты…

 


Оставить Комментарий