Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

23
Апр

Тазрия — Мецора

Р.Йосеф Скляр

Р.Йосеф Скляр

«И говорил Господь Моше так: Говори сынам Исроэля следующее: если женщина зачнёт и родит мальчика, то она нечиста будет семь дней, как во дни отлучения её по обычной болезненности её будет она нечиста. А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его.» (Ваикра, 12:1-4) Задают вопрос комментаторы: для чего Тора объясняет здесь заповедь обрезания крайней плоти у новорожденного мальчика на восьмой день его жизни? Чтобы показать, что она связана с другой заповедью, которая по мнению мудрецов — первая повелительная заповедь, данная человечеству — плодиться и размножаться, заповедь п и р ь я  у  р и в ь я (заповедь «производства потомства»). И об этом Его речение, да будет Он превознесён: «Плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней (Берешит,9:7).

И разъяснили мудрецы (Брахот 16 а), что жених, взявший в жёны девственницу, не обязан читать «Слушай, Израиль» в вечер свадьбы, поскольку он «занят выполнением заповеди » (согласно существующему принципу: тот, кто занят выполнением одной заповеди, освобождён от одновременного выполнения других заповедей» Итак, очевидно, что произведение потомства — заповедь Торы. Причём, как объясняет Талмуд (Йевамот 65 б): » Мужчине заповедано плодиться и размножаться, но не женщине.» (Рамбам «Книга заповедей»).

Тора предупреждает отца новорожденного мальчика: удостоился сына — сделай ему брит! Мудрецы отмечают, почему о заповеди обрезания в добавление к главе «Лех леха», где о ней упоминается впервые в повелении праотцу Аврааму, повторяется в нашей главе «Тазриа». Есть на то две причины. Первая, чтобы подчеркнуть: обрезание заповедано делать днём, а, ни в коем случае, ночью. Вторая — брит отодвигает шаббат. Ни о том, ни о другом Аврааму-авину не говорится, потому что шаббат, как важнейшая для евреев заповедь, обозначился многим позже.

И написано в Торе, что не выполнивший эту повелительную заповедь, наказывается к а р е т о м (отсечением души):

«Необрезанный же мужчина, который не обрежет своей крайней плоти, — отсечётся та душа от своего народа». (Берешит,17:14). Женщине не заповедано делать обрезание сыну, но выполнение этой заповеди лежит на отце, как разъяснено
в трактате Кидушин ( 29 а). Тогда, каким же образом женщина связана с мицвой «брит мила»? Ответ находим в Мидраше, разъясняющем стих из (Коэлет, 11:2): «Давай часть семи и даже восьми», написанный царём Шломо.

Под «семью» он имел в виду период нечистоты у женщины; под «восемью» — дни брит милы. Этот стих учит нас, что Ашем говорит еврейскому народу: «Будь скрупулёзен в соблюдении законов о ниде, и Я благословлю тебя мальчиками, которых ты сможешь обрезать». (Мидраш  «Ваикра раба).

Мудрецы говорят об осторожности в общении с людьми, о которых знают, что они могут быть источниками ниды (как мужчины, не соблюдающие «таарат-а-мишпаха», так и женщины находящиеся в процессе семи чистых дней, или те, что не соблюдают законны ниды), а также в отношениях с людьми, о которых не знают, являются ли они источниками подобной нечистоты. Это можно выучить из Торы. Праотец Яаков убегает от Лавана. Тот гонится за ним, и когда настигает его, бросает ему в лицо обвинение в краже терафим. В ответ Яаков-авину соглашается на обыск. Рахель, у которой идолы, прячет их под седло, садится сверху, а отцу говорит, что не может встать по причине того, что находится в состоянии ниды. Лаван это принимает … и отступает. Рамбан, комментируя этот эпизод, объясняет, что древние колдуны, хотя они были злодеями и идолопоклонниками, понимали многое в устройстве мира, и знали, что от женщины в период ниды обязательно нужно отдаляться.

Тот, кто нарушает законы семейной чистоты — совершает тяжкий грех! В том месте, где он находится, отсутствует Шехина!

Говорит Шла-а-кадош, что если рядом в бейт-кнесете с человеком на расстоянии четыре ама находится носитель ниды, тот этот человек — в опасности. Поэтому в последнее время утвердился обычай не вводить под хупу, кроме жениха и невесты, никого постороннего, чтобы не допустить отсутствие Шехины. И, несмотря на тяжесть этого греха, заявление женщины о себе, что она чиста, принимается безоговорочно! И она не нуждается ни в свидетелях, ни в доказательствах!

Этот закон получил название: «Эд эхад нееман бе исурим» (Один свидетель принимается в запрещающих заповедях). И еще он по отношению к роженице срабатывает тогда, когда есть сомнение в рождении ребёнка в шаббат, чтобы знать, когда делать брит. Решение о брите принимается по её слову, даже если рядом с ней во время родов не было никого.

Заповедано делать брит железным ножом. И в слове «ברזל» — намёк на имена четырёх праматерей, родивших Яакову-авину 12 сыновей: Била (ב); Рахель (ר); Зильпа (ז); Лея (ל). Нож имеет форму буквы «ו», кончик ножа — буквы «י», а две буквы «ה» — по двум обоюдоострым сторонам ножа. И в этом намёк на Всевышнего! Поэтому в книге «Зехер а брит » написано, что моэль после того, когда сделал надрез, должен несколькими движениями по воздуху нейтрализовать всех наших обвинителей К тому же, есть сгула для бездетных женщин посмотреть на этот нож и помолиться о детях! В заслугу наших праматерей можно удостоиться ответа на молитву!!!

Глава «Мецора«:

«И сказал Господь Моше, говоря: Это будет закон о прокажённом, когда необходимо очистить его: да приведут его к священнику…» (Ваикра,14:1). В главе «Тазрия» мы выучили, за что мог быть наказан еврей поражением кожи, именуемым «цаарат», а именно: служение идолам, убийство, осквернение Имени Всевышнего, возведение хулы на Всемогущего, обкрадывание людей, совершение действий, превышающих полномочия человека, самомнение, дурной глаз (скаредность и зависть), ложная клятва, прелюбодеяние, и, наконец, злоречие. Именно оно, в отличие от других причин, каралось немедленным особым поражением кожи. Учат мудрецы, что слово «мецора» (поражённый цаарат) — аббревиатура слов «моци шем ра» (распространяющий злые речи). Рассказывает Талмуд, что рабан Гамлиэль послал своего раба Тави купить на рынке самую лучшую вещь и приготовить из неё еду для учеников. Пошел тот, купил язык телёнка и приготовил из него изысканное блюдо, которое пришлось всем по вкусу. Через неделю рабан Гамлиэль вновь послал Тави на рынок, наказав купить самое никудышнее на рынке. Пошел тот, купил язык телёнка и приготовил из него изысканное блюдо. Во время трапезы спросил рабан Гамлиэль у своего раба: «Тави, Тави, когда я послал тебя купить самое лучшее на рынке — ты принёс язык, когда — самое никудышное — ты снова принес язык. Объясни, какой смысл в этом?!» Ответил раб: «Господин и учитель мой, когда язык хорош — нет лучше его , когда плох — нет хуже его!» Это пришло нас научить, что в зависимости от того, каким образом владеет человек своим языком, получаются его действия, результат которых резко полярный и одно отрицает другое (хорошее никогда не будет плохим, и наоборот).

Приведём ещё примеры, поясняющие это. Говорят мудрецы: «Евреи любимы за свой голос, как сказано: «Дай мне услышать твой голос, ибо твой голос приятен» (Шир а-ширим, 2:14), и ненавистны за свой голос, как сказано: «Поднял голос на Меня, за это возненавидел Я его» (Ирмиягу, 12:8) (любимы и ненавистны). И об этом сказано: «Жизнь и смерть во власти языка» (Мишлей, 18:21) (жизнь и смерть).

В отличие, скажем, вора и прелюбодея, стремящихся к удовольствиям и наслаждениям, злословящий не имеет никакой выгоды от своей болтовни, а, напротив, сбросив с себя ярмо Всевышнего, совершая преступления бесполезные для себя, становится хуже и вора, и прелюбодея. Говорят мудрецы, что злословие равно идолопоклонству и кровосмешению, и кровопролитию. И добавляют: «Злословие убивает троих: того, кто говорит, того, кто верит говорящему, и того, о ком говорится» (Эрхин, 15 б).

Рав Бенцион Муцафи рассказывает историю из Талмуда о том, как это сбылось в буквальном смысле.

У одного богатого человека было три прекрасные дочери, но каждая со своим существенным недостатком в чертах характера. Старшая страдала неизмеримой ленью и не только для других не старалась, но даже за собой не хотела ухаживать. Средняя присваивала себе всё, что попадалось под руки без разбору и без особой в этом нужды. Младшая была непревзойденная в лашон-а-ра. Пришла пора их выдавать замуж. Отец думал, как им помочь, и как ему показалось, нашёл выход. Старшей дочери к приданному нанял он служанок, помощниц по дому, уборщиц, чтобы выполняли её любую прихоть, и благословив, отправил в дом мужа. Средней накупил вещей видимо-невидимо, чтобы не было у ней ни в чём недостатка, — и тоже отправил в дом мужа. А младшую женил с недостатком, скрыв его от будущего мужа, по причине, что не придумал ничего, как этот недостаток устранить. Прошли годы, и захотел этот человек проведать своих дочерей, посмотреть, как сложилась жизнь у каждой. Приехал к бывшей лентяйке, и газам не поверил: в доме всё чисто, блестит , ни пылинки, ни соринки нигде, и как следствие — мир, любовь, взаимопонимание между супругами. В хорошем настроении зашёл в дом к бывшей воровке, и утроил хорошее настроение: средняя даже превзошла сестру в достатке, порядке, гармонии в своём доме. От воровства она, разумеется, избавилась.

У младшей дочери его ждало разочарование. Несмотря на порядок в доме, от недостатка болтать, перемывая всем кости, она не избавилась. Он старался не слушать пустые разговоры дочери, и захотел побыстрее возвратиться домой. Пробыв у неё для приличия несколько дней, решил попрощаться. Она сказала ему на прощание: «Знаешь, какой страшный человек мой тесть?! Он не даёт мне проходу и склоняет к сожительству! Впрочем, спрячься за шкафом и сам всё услышишь. Он скоро должен прийти.» (А на самом деле это был наговор на доброго честного человека, который её жалел, всегда приносил подарки никогда не помышлял согрешить с ней).

И действительно, через некоторое время в дверь постучали, и вошедший знакомым голосом поздоровался с невесткой, спросил, как у неё дела и присел на стул возле кровати, где на тумбочку она ему поставила угощение. Через минуту-другую раздался её крик: » Оставь, не трогай меня, не прикасайся ко мне. Отец мой здесь, что он подумает!» Стоя за шкафом отец вскипел от негодования, выбежал из своего укрытия, схватил со стола нож и вонзил его в гостя, убив его наповал. Вскоре возвратился муж дочери, увидел убитого отца, позвал братьев, и дознавшись в чём дело совершил суд и над тестем, и над женой. Трое убитых в результате злословия…

Мудрецы учат нас убегать от злословия и использовать свой язык для бесконечного числа добрых дел. Написано в книге «Орхот цадиким»(стр.229): «Пусть же человек приучит свой язык говорить об Учении и о страхе перед Всевышним и наставлять людей, и наказывать своим детям оберегать и исполнять, и утешать скорбящих. и поддерживать бедных, говорить им добрые слова утешения, и говорить правду, и приучаться воспевать и прославлять Всевышнего, — тогда будет он любим людьми и мил Всевышнему, а наградой ему будет великое благо, сохраняемое для праведников.»


Оставить Комментарий