Недельная глава: Бемидбар (2017).
В главе «Бемидбар» Тора рассказывает о повелении Моше-рабейну произвести «… поголовное исчисление всей общины сынов Исроэля по семействам их, по отчим домам их, по числу имен, всех мужчин поголовно» (Бемидбар, 1:2). Одно из важных требований этой акции — участие представителей всех колен в лице их руководителей. Тора называет их всех по именам. От колена Гада назван Эльясаф бен Дыуэль.
Еще раз имена глав колен называются в связи с разделением евреев на станы и вручением им знамен. В этот раз представитель колена Гада назван Эльясаф бен Рыуэль: «Затем колено Гада, и начальник сынов Гада Эльясаф сын Рыуэля» (Бемидбар, 2:14).
Рав Ицхак Зильберштейн в книге «Алейну лешабеах» приводит свои размышления на эти стихи:
«В одном месте предводитель колена Гада назван сын Дыуэля, в другом — Рыуэля. О чем это говорит? В книге «Имрей Ноам«, одного из известных учителей нашего поколения, находим в ответе на этот вопрос учебу по мусару.
После назначения Дана, первенца Билы, руководителем стана, мог прийти руководитель Гада — первенец Зилпы — с претензиями к Моше-рабейну — почему он, также первенец, не стал главой стана, а был зачислен рядовым коленом в стане Рыувена?! Однако он промолчал, приняв все как должное. И заслужил этим награду: ему сменили букву в имени отца — далет на рейш. То есть стал достойным похвалы (рауй) и желанным, угодным Б-гу. В добавок — Моше-рабейну похоронен в уделе колена Гада!
Хочу привести пример из нашей жизни, когда человек получает награду в материальном мире за скромность и смирение, потому что он полностью аннулирует свои интересы, свои желания, свою выгоду в пользу других:
В одном из районов Бней-Брака молодой религиозный человек помолвился с девушкой своего возраста. Это был сверхудачный шидух, так как невеста отличалась красотой, добродетельностью, ученостью, умом, и в дополнение ко всему её отец оказался известным и очень состоятельным бизнесменом из прославленного рода еврейских мудрецов и праведников. Об этом уникальном шидухе разнеслась вскоре весть по всему району. Многие, кто знал парня, вовсе не удивились, так как за ним в последние несколько лет закрепилось прозвище «везунчик». За все, что ни брался молодой человек, было в его руках очень удачным и успешным! Это касалось и учебы, и творчества, и парнасы, и теперь, оказалось, и личной жизни. Самые любопытные из его друзей и знакомых решили дознаться о причинах такого поразительного успеха юноши. Они пошли с этим вопросом к раву района. Рав будто ждал этого вопроса. Он ответил, что наблюдает за парнем ещё с возраста его бар-мицвы. Ему припомнилась история,которая, понятно, выветрилась из памяти друзей «везунчика». Рав рассказал, что накануне своей бар-мицвы юноша оказался перед непростым испытанием, из которого вышел с честью. Случилось, что в шаббат, когда ему предстояло подняться к Торе, прочитать благословения и мафтир по Свитку, его дружок по хедеру, также, праздновал свое совершеннолетие и, также, готовился подняться к Торе и читать мафтир. Они пришли к раву с вопросом: как им быть? Ответил рав, что одному из них придется поискать другой бейт-кнесет. И предложил бросить жребий, чтобы узнать, кто останется на шаббат в своей синагоге, а кто уйдет в другую. Мальчики согласились и жребий остаться выпал юноше. Он обратил внимание на то, как изменился в лице его дружок. Те, кто его знали близко, поняли перед каким испытанием оказался этот парнишка: он был очень впечатлительным, застенчивым, робким. Одно дело читать перед всеми, кого ты знаешь в месте куда ты ходишь с отцом и братьями с раннего детства, и совсем другое — перед незнакомыми людьми. Поэтому, с его качествами характера можно было просто «завалить» бар-мицву.
Размышляя над этим, «везунчик» почти не спал всю ночь, а наутро утвердился в желании уступить другу место в родном бейт-кнесете. В хедере он подошел к нему и сообщил о своем решении. Мальчишка засветился от радости обнял его и от души поблагодарил!
Бар-мицвы у обоих прошли успешно.
А с этой ночи он стал «везунчиком» по решению Небесного Суда.