Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

23
Июн

Недельная глава Торы: Шлах леха (2017)

Р.Йосеф Скляр

Написано в недельной главе «Шлах леха«: «И сказал Г-сподь, обращаясь к Моше, говоря: Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели страну Кнаан…» (Бемидбар, 13:1). Люди эти названы мераглим (скажем, в переводе, разведчики), и традиционно это употребляется в сочетании со словом хет (грех) — хет а-мераглим (грех разведчиков).

Получается, что избранники Моше-рабейну стали разведчиками, изменив все его планы. Объясним, что имеется в виду. Для этого поразмыслим над словом «шлах» (пошли), добавив к нему однокоренные «шолиах» (посланник) и  «шлихут» (миссия в исполнении какого-то задания, какой-то заповеди — шолиах мицва ). Получается, что отправляя их в Эрец Кнаан, Учитель дает им четкую установку на исполнения заповеди «любви к ближнему», которая найдет выражение в помощи евреям укрепиться в исполнении Слова Ашема! А для этого нужно собрать и предоставить народу доказательства великолепия Эрец Исроэль, духовного превосходства евреев над её обитателями, отсутствия праведников среди хананеев, которые смогли бы их защитить…

И тогда народ отправился бы в Обетованную Землю с огромным желанием и великой радостью!

Именно в этом суть, смысл и цель шлихута, на который избраны двенадцать лучших из лучших представителей колен посредством Духа пророчества Моше-рабейну, и чьи праведность и избрание было подтверждено Словом Ашема

Величие двенадцати избранников  подтверждает Тора, называя их поименно, даже несмотря на то, что наши мудрецы объясняют, каким образом эти имена намекают на грех возведения хулы на Эрец Исроэль, который им предстоит еще совершить…

В этом году обратили внимание на одну маленькую подробность, которую сообщает Тора, перечисляя участников «разведки» Обетованной Земли, а именно: перед тем, как назвать посланника от колена Менаше, Писание «вдруг объявляет», что он — из отчего дома Йосефа-праведника: «От колена Йосефа: от колена Менаше — Гади, сын Суси» (Бемидбар, 13:12).

Тут же возник вопрос: «А почему Эфраим «выпал» из Йосефа»? Почему Йосефа»присоединили» здесь к Менаше? Ведь именно Эфраим ассоциируется с Йосефом, когда говорится о двух царствах — Исроэль (Йеровам бен Нават из Эфраима правил десятью коленами) и царством Иеуды; о двух Машиахах: Машиах бен Давид  и Машиах бен Йосеф.

Ни у кого из комментаторов, которых удалось сразу же посмотреть, ответа на этот вопрос не нашел.

Предлагаю вашему вниманию «свою» версию ответа:

Итак, — все двенадцать — праведники до начала шлихута! Но уже в тот момент, когда сделаны первые шаги в сторону Эрец Исроэль, в сердца десяти заползает червь сомнения: а стоит ли менять идеальное для учебы и исполнения заповедей место — Пустыню, на трудности приобретения Эрец Исроэль?  К тому же, может измениться их статус «начальников», пусть даже и не очень больших (комментаторы говорят, что они были главными над пятьюдесятью евреями). Спросим: » А почему их вдруг «разжалуют»?» И не только их! С завоеванием Эрец Исроэль изменится система управления. Одна из повелительных заповедей, связанных с завоеванием Обетованной Земли, — поставить над собой Царя. А это, разумеется, изменит систему управления, и они окажутся не у дел. Тогда для них лучше оставаться в Пустыне. Отсюда, и их стремление любой ценой погасить желание народа овладеть Землей! И это плачевно закончилось, так как они «разнесли молву о земле, которую высмотрели» (Бемидбар,13:32). За злоречие были наказаны и его авторы, и те, кто им поверили…

Вспомним Йосефа-праведника, который сообщал Яакову-отцу свои непроверенные сведения о поступках братьев.  Это закончилось для него галутом и разлукой с семьей на долгих 22 года!  Эфраим и Менаше — сыновья Йосефа. Моше-рабейну молится за Йеошуа — он из Эфраима (оттуда должен прийти Машиах бен Йосеф). Молитва Учителя защищает Йеошуа( Эфраима) от злоречия, и приемник Моше-рабейну исправляет грех своего великого предка. Поэтому Йосеф с Эфраимом не упоминается. Менаше же, — среди остальных, споткнувшихся на злоречии. И он повторяет ошибку  Йосефа-праведника, чье имя с ним соединят Писание!


Оставить Комментарий