Памяти рава Ицхака Зильбера: подумаем вместе (3).
В прошлом году мы начали новую тему в рубрике «Рав Ицхак Зильбер«. Раскрытие её заключается в ответах на вопросы, которые появляются в процессе учебы и размышлений над комментариями недельных глав Торы.
Напоминаем, что наши вопросы и ответы на них ни на что не претендуют. К тому же, спрашивать советуют нам мудрецы, заверяя, что «тот, кто не умеет спрашивать — ничему не научится». И этому достоинству учил нас рав Ицхак Зильбер (זצל).
Однако, не всегда под рукой комментарии, порой вопросы появляются во время уроков, обсуждений недельных глав в бейт-кнесете, в общении друг с другом. Поиск ответа в такой ситуации — это и есть учеба, проверка своих знаний. Поэтому, когда твой ответ совпадает с комментариями, то это и есть «попадание в десятку»!
Продолжая эту тему, предлагаем вам ответы на вопросы по недельной главе «Ноах»:
Несколько слов о Ноахе. Мудрецы разделилась на толкующих его праведность ему в похвалу (сохранил себя в испорченном поколении Потопа), и на толкующих не в его пользу ( праведен лишь в поколении грешников, и ничем не приметный в поколении Авраама).
Принимая обе точки зрения, отметим, что нам больше по душе первая. И в её поддержку приведем следующие размышления, которые материализовались в ответе на вопрос:
«Зачем был сохранен и оставлен Ноах, как «головешка спасенная из огня»?
Ответ: по нескольким причинам: Во-первых, чтобы такой прекрасный мир не был уничтожен (Ноах, фактически, своей праведностью спасает его от гибели).
Во-вторых, чтобы не восторжествовали ангелы, говорившие не создавать человека.
В-третьих, чтобы засвидетельствовать возможность исполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь» кошерно ( то есть, так, как она была заповедана Свыше: поведение Ноаха и членов его семьи, несмотря на всеобщую нравственную распущенность, было безупречным)!
В-четвертых, чтобы научить последующие поколения разумно строить отношения «отцы и дети». (Об этом говорит Раши в комментарии на «Это порожденные Ноахом : Ноах…» (6:9)»- «Главное из порожденного праведными — их добрые дела, на которых их дети учатся праведности)!
В-пятых, Ноах стал примером для Авраама, из которого он учился, укреплялся и черпал силы, как в одиночестве противостоять всему миру! А также, от него научился истине, что хесед спасает от смерти!
И, наконец, чтобы научить нас требовательному отношению к себе через осознание, необходимости духовного самосовершенствования, потому что каждый вдруг может оказаться спасителем мира!
Следующий вопрос: В главе «Берешит» написано: «И видели сыны властных дочерей человеческих, что хороши они, и брали себе они жен, из всего, что выбирали» (6:2). Раши объясняет этот стих: «Когда (невесту) «прихорашивали» , чтобы она украшенной вступила под свадебный балдахин, являлся вельможа и овладевал ею первый». А также: «из всего, что выбирали» — «даже замужних, мужчин или скот»!
Здесь идет речь о разврате (насилие, мужеложство, скотоложство), из-за которого было уничтожено все живое. Об этом повествует глава «Ноах«.
Напрашивается вопрос: «Почему в Поколении Потопа были наказаны и женщины, которые (как мы видим) были вовлечены в разврат насильно?! А также, — дети?!
Прежде чем ответить, попробуем доказать, что вопрос этот, отнюдь не праздный (пустой). Среди Поколения Потопа, на первый взгляд, кроме Ноаха и его семьи, есть и другие «неподсудные». Рассмотрим это на примере Писания. Сообщает Тора, что «… взял себе Лемех двух жен: имя одной — Ада, а имя второй — Цила» (Берешит, 4:19).
Объясняет Раши: «двух жен» — так было принято у поколения Потопа: одна (жена) для деторождения, а другая для сожительства. Второй давали выпить напиток бесплодия. И она не могла рожать. Её наряжали как невесту и кормили лакомой пищей; первая была отвергаемая и скорбела, как вдова. Ада — для деторождения. (Названа так) потому, что она ему неприятна и устраняемая от него. Ада — перевод слова «сура«, устраненная, отвергнутая. Цила (Жена) для сожительства. (Названа так) потому, что неизменно пребывает под его сенью (цел).»
Понятно, что Лемех не был исключением в своем поколении. И у других мужчин были жены, которые рожали детей и не рожали. Получается, что бесплодные женщины были, скажем, насильно вовлечены в разврат, а потом ( какая-то часть из них) испортилась настолько, что от них исходила инициатива в недозволенных отношениях с мужчинами или со скотом…
Пишет рав Шалом Аруш в книге «Сад мира», что «… как правило у женщин нет такой страсти к разврату, как у мужчин. И если такое наблюдается, значит женщину кто-то развратил, вселив в неё эту ужасную страсть, с которой она не родилась».
Итак, становится понятно почему половина женщин в Поколении Потопа были наказана наряду с мужчинами: за разврат, в котором они участвовали!
А как быть с теми, что рожали детей, и помогали мужьям исполнять заповедь «плодитесь и размножайтесь»?! Они, по логике вещей, не развратничали, так как, если были неприятны мужу и отвергнуты им, то и у других мужчин, вряд ли, могли вызвать непристойную инициативу… В чем их вина? На этот вопрос есть две версии ответа:
1. Когда ангел-разрушитель получает повеление «бить», то уничтожает всех без разбора!
2. В чем они виноваты, мы можем понять на примере того, как была наказана жена рабби Ханины бен Терадиона. Самого рабби римляне сожгли на костре. Потому что он публично преподавал Тору в период, когда это было запрещено. Его завернули в свиток Торы, а на сердце положили мокрую шерсть, чтобы продлить ему мучения. Столь сурово рабби был наказан по причине, что произносил Имя Ашема, так как оно написано, а не так, как его надо читать. (Хотя ему было разрешено делать это во время приватных занятий, он произносил Имя также и на людях). Его жену казнили (всего лишь!) за то, что она не предостерегла мужа.
Вспоминается, также Аарон-Первосвященник, наказанный за то, что не удержал брата, Моше-рабейну, от удара по скале.
Отсюда, делаем вывод, что нелюбимые жены мужчин поколения Потопа были наказаны за то, что не потребовали от своих мужей устраниться от разврата. Предвижу возражения на этот ответ, — что у этих женщин, поскольку они были неприятны мужьям и отвергнуты ими, не было никакого на них влияния. И здесь больше видится вина бесплодных, которых любили, с ними считались … и могли послушаться. Как бы там ни было, жены могли остановить своих мужей! И учим это из деяний тех же Ады и Цилы, которые отказались от сожительства со своим мужем Лемехом, когда тот случайно убил Каина и своего сына Тувал Каина!
Вопрос: «За что наказали детей в поколении Потопа?»
Ответ: 1. За страшные грехи родителей: идолопоклонство, кровопролитие, разврат и грабеж! И это настолько тяжкие преступления, что влекут за собой гибель детей, даже если они в том возрасте, когда не наказывают Свыше (Подобно тому, как и были наказаны грудные младенцы Кораха, Датана и Авирама!).
К тому же, большую часть своих детей эти злодеи убили своими руками. Мидраш Берешит Раба сообщает об их страшных деяниях:
«… В дополнению к дождю, падавшему сверху, в земле раскрылись все колодцы и источники, из которых изливалась кипящая вода. Великаны поколения Потопа пытались закрыть источники пятами своих ног, но вода была такой горячей, что у них ничего не получилось! И тогда эти безжалостные злодеи брали своих маленьких детей и затыкали их телами отверстия источников. Если вода продолжала хлестать потоком, то они клали в отверстие второго ребенка, третьего, — только, чтобы самим спастись…»
Вопрос: Ноах очень продолжительно (120 лет!) пытается убедить своих соплеменников сделать тшуву и, таким образом, спастись от гибели.
Почему же ему не удалось достучаться даже до одного человеческого сердца?
К Ноаху, разумеется, в поколении Потопа было далеко не однотипное отношение.
Были такие, что его уважали за праведность, богатство, независимость, умение сохранить себя от всеобщего идолопоклонства, разврата и грабежа, которые для них стали нормой жизни!
Были такие, которые ему завидовали, как обладателю вышеперечисленных достоинств, и ненавидели его!
Возможно, и те и другие осознавали, что строительство ковчега, в которое он вкладывал помимо огромных материальных средств и всего себя, это не помешательство и не «беснование от жира», а осознанное, ответственное и грандиозное деяние, преуспевание в котором красноречиво свидетельствовало о том, что Ноаха поддерживает какая-то сверхъестественная Сила.
Тогда почему за ним никто не пошел?
Ноах говорил красиво и убедительно. Грандиозное сооружение, «стройка века» — Ковчег — дополняло его зажигательные слова. Но за всем этим угадывалось, что проповедник не на все сто процентов верит, что им будет ниспослано такое страшное наказание.
И об этом говорят мудрецы, объясняя, что он не мог и не хотел верить, что Ашем действительно исполнит Свое решение. Поэтому до самого последнего мгновения (пока вода не дошла ему до лодыжек, и он увидел приближающегося Ангела Смерти) ждал, что Мера Суда будет заменена мерой Милосердия!
К тому же, по этой же причине, не было у Ноаха страха перед грядущей катастрофой!
Его соплеменники это чувствовали и за ним не пошли…
?