Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

19
Дек

Недельная глава Торы: Микец (5778).

 

И послал Паро, и позвал Иосефа; и вывели его поспешно из ямы. И он остригся, и переменил одежду свою, и пришёл к Паро…» (Берешит, 41: 14-15).

Это событие Иосеф ждал долгих двенадцать лет, причём два последних года были «добавлены» ему, чтобы научить не надеяться в мирских делах на человека. Когда, растолковав главному  виночерпию сон, он попросил замолвить за него  словечко перед фараоном, сработала мера Б-жественного суда, и просьба Иосефа «… вспомни про меня и вызволи из темницы», —  была взвешена, и в результате — за два этих слова — два дополнительных года тюрьмы.

Представим себе: мы не знакомы с этим мидрашем, и попытаемся доказать, что наказание Иосефу пришло из-за его надежды на помощь вельможи  фараона. Для этого проанализируем ситуацию, в которую попал царь Мицраима. Два года ему снились странные сны, которые отнюдь не пугали, потому что, проснувшись, он их тут же забывал. Неприятности для него начались с того момента, когда он в ночь на Рош Ашана свои сны не забыл. И в  этом ещё не было ничего страшного, но ему «показали» во сне отгадку снов, и он потерял покой, потому что каждый раз, просыпаясь, мучительно пытался её вспомнить, но безуспешно!

Р. Йосеф Скляр.

В этот момент фараон смертельно пугается, так как желание узнать толкование загадочных сновидений становится для него жизненно важным, подобно принятию пищи, утолению жажды, дыханию! Разгадка снов нужна ему не для удовлетворения любопытства, а для спасения жизни! На помощь царю устремляются не только придворные толкователи, маги и прорицатели, но все желающие попытать счастья и, в случае удачи, «подзаработать». Но Хозяин Мира делает так что, только один человек во всём Мицраиме, упрятанный пожизненно за решётку, избран Небесами на роль спасителя. Но как он попадёт к Паро? Оказалось, главный виночерпий был не единственный, кто мог предложить Иосефа, как толкователя снов. О его феноменальных способностях творить чудеса знали в семье Потифара. И начальник тюрьмы благоволил к удачливому и праведному заключенному. Ведь он лично распорядился, чтобы Иосеф  прислуживал двум царским вельможам, когда они, провинившись, попали в тюрьму. Причём, один из них был освобождён, а другой — повешен, по предсказанию Иосефа, растолковавшего их сны. И именно в качестве «толкователя снов» он так нужен фараону!  Но, как видим, ни Потифар, ни начальник тюрьмы даже не пытаются отличиться. И мы  догадываемся почему так происходит. Создатель «выводит их из игры», чтобы подвести итог учёбе Иосефа, как Он управляет миром, которая растянулась на два года.

Когда бывшего узника везут на встречу с царём, он как говорит мидраш, попадает поначалу к своему покровителю, и главный виночерпий сам стрижёт своего протеже. Вполне допустимо, что только сейчас Иосеф узнает с какой целью его привезли во дворец. Мудрец и аналитик, любимый сын праотца Яакова, осознаёт почему именно виночерпий, а ни кто-нибудь другой рассказал о нём Паро! Чтобы дать ему понять, почему два года понадобилось на исполнение его просьбы «замолвить словечко» перед царём Мицраима. Великий праведник выучил Небесный урок на всю жизнь. И Свыше не замедлили проверить насколько успешно ему это удалось! Подавленный, растерянный и измученный фараон, начинает диалог со своей «последней надеждой» с бонуса в его адрес: «Я слышал, что ты  весьма искусен в толкованиях снов…». Иосеф,  для которого встреча с царём, — также единственная возможность навсегда выйти из тюремной ямы, несмотря ни на что, — парирует: «Истолкование не в моих руках. Лишь Ашем может помочь тебе получить правильный ответ!» Бывший узник не только никогда больше не будет надеяться на человека, но и не хочет сам стать объектом надежды другого (даже, если этот другой — сам царь Мицраима!).

Мы можем выучить у Иосефа-праведника ещё одно важное качества характера: помнить добро, нам содеянное, и благодарить за него. И это — на примере имён своих сыновей, которых родила ему Аснат ещё до наступления голодных лет. Первенец назван Менаше, а его младший брат — Эфраим. Менаше — от слова нашани (заставил забыть). Мидраш объясняет, что Иосеф декларирует: «Ашем заставил меня забыть выученное в Торе!»  Эфраим —  от глагола плодиться: «Ашем помог мне стать плодовитым в краю нищеты!» Правомерен вопрос: имя первенца — упрёк Небесам? Ответ на него — в комментариях рава Гирша. Он пишет: «Нашани обычно переводится, как «Б-г заставил меня забыть обо всех моих печалях и об отцовском доме» Но чьё сердце не дрогнет в груди от мысли, что Иосеф должен дать имя своему первенцу, заявляя при этом , что Б-г заставил забыть престарелого отца и всю отцовскую семью? Конечно, такой перевод наиболее убедительно объяснял бы почему Иосеф все эти годы не справлялся об отце. Это просто означало бы, что он — бессердечный человек. Но, к счастью, у  букв נשה  есть и  другое значение, кроме «забывать». Оно может также означать «быть кредитором». И тогда новый перевод выразит следующую мысль: «Б-г превратил мою тревогу и мою семью в моих кредиторов. То, что до сих пор казалось мне несчастьем и оскорблением стало для меня величайшим счастьем, и я оказался в долгу перед моими бедами и перед семьёй…»

Таким образом, праведник Иосеф связывает чудесные изменения в своей судьбе с проявлением Милосердия Небес, за что и благодарит Вс-вышнего!

Рав Ицхак Зильберштейн

В книге «Алейну лешабеах» рав Ицхак Зильберштен на стих «И назвал Иосеф своего первенца Менаше…», — приводит историю одного еврея. Он пишет: » Слышал, что происхождение известной фамилии Ниренштейн связано с историей основателя этой семьи, у которого обнаружили камни в почках. Он «вдоволь» настрадался от этой болезни, пока Милосердный не помог ему. Когда он выздоровел, то в благодарность за спасение, сменил фамилию на Ниренштейн ( в переводе с идиш — камни почек). И это путь наших праведных отцов. И в частности, Иосефа-праведника, назвавшего с умыслом своих сыновей Менаше и Эфраим.

Мальбим учит: «Свидетельствует благородство любимого сына Яакова-авину, что в необычных именах его сыновей — зацепки для памяти: не забыть в часы радости,  достатка и благополучия о пережитых в рабстве днях испытаний, горести, разлуки с отцом и семьёй.

Также и Накдимон бен Гурион, упомянутый в трактате «Таанит, 20:1», которого прежде звали Бони, отличился в истории покупки воды для паломников у знатного римлянина. За свою веру, праведность и чистоту помыслов он удостоился явного чуда, когда Вс-вышний не только послал обильный дождь на землю, но и задержал заход солнца, чтобы праведник возвратил одолженную воду  и устоял в сроках договора с римским вельможей.

Однако у злодеев далеко не так. Они дают своим детям имена с оглядкой на свои грешные дела. Находим у великого кабалиста Рокеаха в комментариях на стих: «Спаси меня от  рук брата (ахи), от рук Эсава»: » После того, как убежал Яаков в Харан, родился у Эсава сын, которого он назвал Ахи (мой брат),чтобы никогда не забыть, что ему сделал Яаков…


Оставить Комментарий