Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

29
Янв

Учеба с равом Ицхаком Зильбером. Глава Бешалах 5778.

р. Йосеф Скляр

Евреи триумфально вышли из Мицраима. Напрашивается вопрос: «А в чем их выдающийся успех? В том, что они были спасены, а мицрим —  мучители-преследователи — утонули в Ям Суф? В том, что они не только спаслись от смерти, но сохранили свои драгоценности, вынесенные из страны, где были рабами? Или в том, что они удостоились видеть гибель своих заклятых врагов и собрали на берегу их  несметное богатство, выброшенное морем?

Думаю, наш вариант ответа будет слегка неожиданным. И суть его в следующем:

Вспомним причину спуска в Мицраим. Галут искупает грехи. По большому счету, наказан порабощением своих потомков не праотец Авраам, спросивший: «А как я узнаю, что они унаследуют Землю?». Избранный народ удостоился исправить один из грехов Первой супружеской пары — гилуй арайот! И это исходило из того, что за 210 лет рабства не было ни одного (за исключением происшествия с Шеломит бат Диври) случая связи с мужчинами и женщинами Мицраима! Освободившись от тумы, унаследованной от Адама и Хавы, евреи, первые среди народов в святости, удостоились принять Тору и утвердили право на дальнейшее существование Мира!

С этим категорически на согласился Амалек — первый среди народов в туме! Унаследовавший двойную ненависть к потомкам Яакова-авину, от деда Эсава, потерявшего первородство и благословение в споре с братом, и матери Тимны, у которой праотцы не приняли гиюр из-за её смутного происхождения, Амалек исхитрился напасть на евреев после их триумфального выхода из Мицраима, когда никто этого нападения не ожидал. Поэтому, победа досталась евреям очень нелегко.

Амалек был и будет нашим духовным противником вплоть до прихода Машиаха. Несмотря на тяжелое поражение в первой войне с избранным народом, а всего их было четыре, внук Эсава, вооруженный знаниями о нашем народе, сражается с нами и сегодня, маскируясь под закадычных друзей и доброжелателей, с целью охладить, запутать, — отвлечь нас от служения, исправляющего Мир, с целью задержать, отодвинуть, сделать нереальным приход Машиаха! Наша тысячелетняя история свидетельствует: несмотря на то,что иногда может показаться — замаскированный враг преуспел, и у нас «дела очень плохи», — не нужно отчаиваться, потому что у Амалека нет никаких шансов победить евреев! Как бы он ни старался, мы все равно сотрем память о нем, так, как нам заповедует святая Тора!

Этому учит нас и рав Ицхак Зильбер (זצל). Благословение всем, кто будет читать его размышления об Амалеке!

Рав Ицхак Зильбер

ЕВСЕКЦИЯ, ИЛИ КТО ТАКОЙ АМАЛЕК?

Еврейская секция — это общее название еврейских организаций РКП (б): после революции коммунисты создали у себя в партии национальные секции, которые должны были внедрять коммунистическую идеологию ”среди своих”, то есть на родном языке уговаривать людей ”строить социализм”. Члены Евсекции беспощадно боролись с ”пережитками прошлого” — с верой своих отцов: закрывали синагоги и миквэ (бассейны для ритуальных омовений, которых требуют законы семейной жизни евреев), запрещали ка-шерный убой скота, сажали в тюрьмы тех, кто обучал Торе.

Сказано в Торе: ”Помни, что сделал тебе Амалек на пути при вашем исходе из Египта. Который напал на тебя в пути и перебил у тебя всех ослабевших [что шли] позади, а ты был утомлен и изнурен, и не убоялся он Б-га” (Дварим, 25:17-18).

”Б-га не боится” — вот главная характеристика Амалека.

Тора продолжает: ”И будет, когда Г-сподь, твой Б-г, даст тебе покой от всех твоих врагов со всех сторон на земле, которую Г-сподь, твой Б-г, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из-под небес. Не забудь” (25:19).

Это две отдельные, самостоятельные заповеди — помнить, что сделал Амалек, и не забывать об этом. Тора усиливает приказ тем, что дает к нему ”пару” заповедей (”делай” и ”не делай”, ”асэ” и ”ло таасэ” на иврите). Причем в этом случае Раши указывает на такое различие между ними: не забывать — в сердце, помнить — устами. Тора приказывает нам всегда хранить этот факт в памяти.

До Второй мировой войны я удивлялся: зачем Тора увековечивает память о злодеянии Амалека? Ни о каких других врагах (которых в истории евреев немало) Тора такого приказа не отдает. Почему? Во время этой войны я понял. Потому что Амалек страшнее и опаснее всех других врагов.

Для чего Тора подчеркивает (дважды говорит в трех стихах отрывка), что Амалек напал ”в пути”? А если бандит напал на человека дома, ему что — прощается?

Дело в том, что почти все войны имеют причиной или хотя бы главной формальной причиной борьбу за территории. У народа Израиля своей территории не было — он находился в пути.

Бывает целью войны грабеж, борьба за богатства. У евреев никаких особых ценностей не было. Не серьги же и кольца, которые они взяли с собой из Египта! Да Амалек на них и не покушался.

Бывает, между народами вспыхивает старая ненависть, как у армян с азербайджанцами. Но здесь и этого не было. Амалек -внук Эсава. Эсав и Яаков, наш праотец, — братья. Правда, в свое время они враждовали, но, получив ценный подарок от Яакова, Эсав добровольно ушел в Сеир из Эрец-Исраэль.

Почему же Амалек напал на евреев? Была у него причина, но совершенно особая.

Исход из Египта сопровождался чудесами. Египетские казни были ”курсом лечения” как для египтян, так и для евреев, которые так долго гнили в Египте, что тоже стали служить идолам и были все необрезаны. Надо было открыть глаза и тем, и другим, показать им, что есть Б-г, есть Властелин над миром. Поэтому Всевышний нанес по Египту десять ударов — дал ему десять уроков. Например, главным идолом в Египте была река Нил — поэтому два из первых трех ударов (”уроки” разбиты на группы: три, три, три и один) были нанесены по Нилу: вода превратилась в кровь, сушу заполонили лягушки, вышедшие из реки.

К концу десяти египетских казней евреи стали верующими. Да и многие другие народы призадумались о Б-ге. Амалек со своей ведущей идеей — неверием в силы выше природных — ”не боялся Б-га”. И решил ”разоблачить миф”: пришел в пустыню, напал на евреев, ведомых Всевышним, чтобы показать, что не так уж это страшно. Амалек был разбит, но страх перед евреями как перед народом Б-га был поколеблен.

В имени ”Амалек” — два корня: ”ам” (народ) и ”лак” (лакать). Амалек — ”народ, лижущий [кровь]”. Народ, не просто убивающий, но убивающий, терзая, — наслаждающийся убийством.

Гематрия (численное значение букв в слове) ”Амалек” равна гематрии ”сафек” (сомнение). Главное дело Амалека — сеять сомнение в сердцах евреев: ”Кто сказал, что Б-г есть? Кто сказал, что Тора от Б-га?” А дальше уже идет: ”Вовсе не обязательно молиться. Необязательно соблюдать субботу. Можно и так быть евреем…” — и все прочее, что мы, к несчастью, не раз слышали.

Амалек охлаждает сердца. Сказано о нем: ”Который напал на тебя в пути” — ”ашер карха ба-дерех”. Это можно понимать и как ”который охладил тебя в пути” (”кор” — ”холод”, ”карха” — и ”напал на тебя”, и ”охладил тебя”). ”В пути” — в том долгом пути, которым мы и сегодня идем, ибо от изгнания до прихода Машиаха — большая дорога.

Тора говорит: ”…поклялся Г-сподь престолом, что война у Г-спода против Амалека из рода в род” (Шмот, 17:16). Некоторые слова в этом стихе написаны очень странно: в слове ”престол” не хватает буквы ”алеф” (не ”кисэ”, а ”кес”), Имя Всевышнего дано только наполовину (не четыре буквы, а две). Почему?

Тора указывает нам: пока существует Амалек, престол Всевышнего не целен. Что такое ”престол”? Люди возводят на престол того, кому они решили подчиняться. Слова ”престол Б-га” означают здесь послушание Б-гу. Амалек ослабляет престол, то есть подчинение Б-гу. И потому, пока существует Амалек, престол Б-га не целен. И Имя Б-га так и будет для нас неполным, пока память об Амалеке не сотрется из поднебесья.

Что же касается Германии, то, если коротко, Германия — это Амалек, о чем мы знаем из Устной Торы. Талмуд в Мегиле, 66 приводит слова Раши: ”Гермамия — название власти (государства), происходящей от Эдома (он же — Эсав. — И.З.)”. Виленский гаон (который, среди прочего, изучал написание отдельных слов в Талмуде) уточняет: ”Гермамия” — следует читать ”Германия”. И указывает, что это северяне со светлой кожей и светлыми волосами.

У Эдома-Эсава было много потомков. У одного из его сыновей — Элифаза — был сын Амалек. Германия и есть Амалек, внук Эсава.

Германцы проявились как Амалек еще в Средние века, в эпоху крестовых походов. Они не только участвовали в этих походах, но и безжалостно уничтожали целые еврейские общины на своей территории (всем известны названия таких городов, как Вормс (Вермайза на иврите) и Майнц (Магенца), где евреи были почти полностью истреблены; молитва ”Ав а-рахамим” — ”Отец милосердия”, которую мы читаем по субботам, сочинена неизвестным евреем из Германии).

До Второй мировой войны, пока немцы вели себя тихо-спокойно, кое-кто из евреев уверял, что нам не следует ”помнить об Амалеке” и ”отравлять свои души ненавистью”. Теперь Германия изо всех сил старается, чтобы прошлое было забыто. Но один из еврейских партизан, погибший на войне, раввин, имени которого я здесь не назову, потому что боюсь ошибиться, сказал как-то очень тяжелые слова. Да сотрется, сказал он, имя еврея, который посмеет забыть, что немцы нам сделали.

Почему я говорю об Амалеке в связи с Евсекцией? Потому что Евсекция, которая закрывала синагоги, расстреливала раввинов, добивалась, чтобы евреи работали в субботу, — безусловный Амалек. Если человек сам поступает дурно — это одно, но если он пытается помешать другим поступать правильно — это Амалек.

Рав Эльханан Вассерман цитирует своего учителя Хафец Хаима, духовного вождя евреев Восточной Европы, жившего в 1838-1933 годах: ”Я слышал от святого Хафец Хаима такие слова: ”Ба мир из борур аз зей зайнен фун зера Амолек” (”Для меня очевидно, что они из семени Амалека”. — Идиш.).

Хафец Хаим говорил, что у него нет ни малейшего сомнения: Евсекция — это Амалек, пусть даже она состоит из самых чистокровных евреев. На них, говорил Хафец Хаим, распространяется статус Амалека, все то, что Тора предписывает относительно него, а это значит — всякий контакт и примирение с ними исключены!

Рав Эльханан Вассерман вместе со своими ешиботниками (рав Вассерман возглавлял ешиву в Барановичах, ныне Белоруссия, тогда — Польша) погиб во время Второй мировой войны в Девятом форте под Каунасом, куда их вывезли фашисты.

Отвлекусь, но непременно скажу: статьи рава Вассермана глубоко меня потрясают. Он писал, что евреи — его современники — совершают два греха, поклоняются двум идолам, двум ложным идеям.

Одна из них ־ национализм: идея еврея без Торы, идея ”национальности как у всех”, когда важно только, кем ты себя чувствуешь и считаешь. Поешь ”а-Тикву” (сегодня — гимн Государства Израиль), даешь шекель (на общественные нужды) — и ты еврей, хоть крестись. А заповеди ни при чем.

Второй идол — социализм. В Красной стране преследуют евреев со страшной жестокостью. Прошлые поколения евреев не чувствовали себя столь оставленными, как сегодняшнее.

На небесах, говорит рав Эльханан Вассерман, обоих идолов слили в один — национал-социализм (если вы не знаете — фашизм. — И.З.). И он будет крепко бить евреев. Все эти мысли он находит в Танахе, у Иехезкеля.

Читаешь его как пророка.

Но вернемся к разговору о Евсекции. Это евсековцы добились ареста Любавичского ребе в Ленинграде и настаивали на его расстреле! Может, власти его бы и не тронули, но евсековцам авторитет ребе не давал покоя. Они-то хорошо знали, каков ёго вес и значение в жизни евреев. Это они отняли у ребе в тюрьме тфилин!

Какой позор для нас! Кто пытался добиться, чтобы ребе заменили расстрел десятью годами заключения? Жена Максима Горького! А евреи настаивали на расстреле. Но преступники не избежали кары — двое самых активных из них были казнены той самой властью, которой так угождали!

Это евсековцы в пасхальную субботу специально устроили в Казани вечер, на котором участников угощали булочками и папиросами.

Минчанин Нехемья Маккаби, с которым я познакомился, когда он приехал в Казань (было это много позже описываемых событий; кстати, горячий сионист, Нехемья собирался нелегально перейти границу, и мы с женой — жена особенно настойчиво — отговорили его от этого самоубийственного замысла), рассказывал мне о том, что в эти же годы творилось в Минске.

Евреев в городе было много, и Евсекция орудовала вовсю. В первый вечер Песах Нехемья собирался сесть с отцом за стол — провести Пасхальный Седер. А евреи-коммунисты приступили в это время к своим «антипасхальным» мероприятиям. Они охотились за молодежью — заходили во все еврейские дома и требовали: ”Идем с нами!” Отказываться и вступать с ними в спор было небезопасно. Когда евсековцы вошли в дом Нехемьи, Нехемья с другом спрятался в шкафу.

—  Где ваш сын? — полюбопытствовали незваные гости.

Отец пожал плечами: — Ушел куда-то.

Они оглядели все углы, никого не нашли, а заглянуть в шкаф, к счастью, не догадались.

Евсековцы были ”на все руки мастера”. Они устраивали ”еврейские” судилища, где вся процедура велась на идиш. В Минске ”судили” шохета, обвинив его в изнасиловании несовершеннолетней. А это был известный хасид, святой человек… Свидетели на суде отказались от своих показаний, но суд этим пренебрег. Слух об этом прошел по всей России (религиозной), и религиозные люди поняли, что теперь их можно обвинить в чем угодно.

Недавно мне попала в руки брошюра, изданная в Минске в те годы. Она подробно описывает суд над моэлем (специалистом, совершающим обрезание, брит-милу), речи судьи и обвинителя и клеймит подсудимого позором. И все это говорят и делают евреи. Страшно читать.

Есть Амалек и в Израиле. Это партия Мерец — атеисты, которые борются не с религией как таковой, и не с мусульманской или какой-нибудь другой религией — только с еврейской. И пока они ведут и хотят вести эту борьбу, они — Амалек! (Раскаяние не исключено и для Амалека, но не об этом здесь разговор.)

Нельзя прощать Амалека!

ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ С АМАЛЕКОМ

Итак, центральная комната нашей коммуналки была клубом евсековцев. Они неизменно толпились там по субботам и праздникам — не случайно, видимо, их разместили рядом с семьей раввина. Помню, пришел я домой в пятницу вечером (шабат уже наступил) и хотел пройти к себе в комнату. Один из этих евреев останавливает меня, сует мне, одиннадцатилетнему мальчишке, спички и говорит: — А ну-ка зажги, не то побью!

Я не зажег, вырвался как-то и убежал. И это у себя дома!

К этому времени относится чудом сохранившееся последнее письмо ко мне моего деда рава Мойше-Мишл-Шмуэля Шапиро,- написанное в двадцать восьмом году (это к нему в Литву я так неудачно пытался уехать). Он пишет:

”Мой дорогой внук Ицхак-Иосеф! Мы с бабушкой очерь озабочены тем, что вы живете в ”холодном климате”. И все наши молитвы Б-гу о том, чтобы ты остался верующим евреем, знающим Тору…”

Письмо залито слезами. Вскоре дедушка умер.

В тридцатом году все национальные секции в партии, включая Евсекцию, были ликвидированы. Не прошло и десяти лет, как Сталин стал расправляться и с теми, кто верно ему служил. Привожу выдержку об этом периоде из книги ”Пламя не спалит тебя” (Иерусалим, 1984, с. 76-77):

”Родоначальник ”научного” коммунизма Карл Маркс был сыном еврейских родителей, крестившихся, когда ему было три года. Этому лжемессии удалось увлечь за собой многих из тех, о ком его сподвижник Энгельс писал: «Еврей революционен по своей природе. Он воспитан на идеалах пророков о равенстве и братстве всех людей

Значительный процент в компартиях всех стран мира составляли и составляют евреи. Евреи шли в авангарде русской революции и в течение полувека были одними из самых непримиримых врагов религии своих отцов. На них вина в массовой ассимиляции советских евреев, это их руками Аенин и Сталин уничтожали нашу древнюю культуру, это они преследовали своих братьев, изучавших Тору и иврит… Мы хорошо помним их собственную судьбу — бывших членов ЦК, карательных органов — революционеров еврейского происхождения: почти все они погибли в тех же застенках, куда отправляли своих братьев по крови, оставшихся верными своему Б-гу и своему народу. Те из них, кто чудом остался в живых, как правило, сожалеют о том, что натворили. Многие, выйдя на свободу, раскаялись и вернулись к еврейству… ”Зло твое накажет тебя, и отступничество твое обличит тебя, и ты узнаешь и увидишь, как плохо и горько будет тебе за то, что оставил ты Г-спода, Б-га твоего, и не побоялся ты Меня…” (Ирмеяу, 2:19)”

После сталинских ”чисток” из молодых казанских евсековцев, известных мне, в живых осталось только двое. И эти двое стали такими любезными, такими тихими…

( Из книги «Чтобы ты остался евреем»).

 


Оставить Комментарий