Хидушей Тора в шаббат (Глава «Корах» (5778).
Корах, обладая глубокими знаниями Торы, мудростью, аналитичностью мышления, прекрасно понимал, что останется в проигрыше, если выступит против Моше-рабейну открыто в одиночку. Поэтому, так искусно, умело и успешно собрал вокруг себя, скажем, сочувствующих, которые единомышленниками его так и не стали, но против вождей — Моше и Аарона — вместе с ним — все же выступили. И это были не просто так, «люди с улицы», а мудрые и великие, о которых свидетельствует Тора, как о «главах общины, именитых мужах, представителях собрания».
Мидраш «Бемидбар Раба«, и «Меам Лоэз«отмечают, что, хотя и не называются их имена в главе «Корах«, мудрецы объясняют, что это были главы колен, перечисленные в «Бемидбар» (1:5-16), которые удостоились принести жертвы от колен во время освящения Мишкана. Первый среди них — Нахшон бен Аминадав из колена Йеуды. Он прославился тем, что, также первым, зашел в море Суф, когда мицрим, преследуя своих бывших рабов, приблизились к ним, чтобы силой оружия заставить их возвратиться в Мицраим.
Из двухсот пятидесяти сторонников Кораха эти двенадцать были самыми великими, и, как ни прискорбно, тоже погибли от Небесного огня, который сжег только их души. Поскольку Тора называет погибших — החטאים (а-хатаим), согрешившими «против своих душ», то есть комментаторы, определившие их роковую ошибку, как неумышленное прегрешение. Более того, Нецив из Воложина считал их праведниками великими в Израиле, со страхом пред Небесами, которые с величайшим самопожертвованием осветили Имя, в огромной любви ко Всевышнему, через это служение, отразившее их бескорыстное желание приблизиться к Шехине.
Разумеется, Нахшон бен Аминадав был среди них звездой первой величины. Его смерть в Пустыне — точка отсчета в определении возраста героев «Свитка Рут».
Князь колена Йеуды — Нахшон — шестое звено в цепи царского рода: Йеуда — Перец — Хецрон — Рам — Аминадав — Нахшон. У него — четверо сыновей: Элимелех, Салма, который станет седьмым звеном (отец Боаза), Тов (плони алмони), отец Нооми (его имя мне неизвестно). Трое из них, наверняка, рождены в Мицраиме; один, младший, можем допустить, был или зачат, или рожден в Пустыне, на первом году пребывания в ней. Они в составе детей двухсот пятидесяти сообщников Кораха не погибли вместе с отцами, и вероятнее всего их, как сирот, успешно воспитал Моше-рабейну. Возможно, это было очень важно для Учителя, потому что, таким образом он исправил самого себя, когда «просмотрел» изъян в воспитании а-Мекалеля, сына мицри-злодея, которого так неудачно вырастила его мать Шеломит бат Дибри.
На примере сыновей Кораха и Нахшона бен Аминадава, делаем вывод, что сироты мятежа Кораха выросли праведными евреями, без обиды и претензий к Моше-рабейну и Аарону-коэну-а-гадоль.
Сыновья Нахшона — Элимелех и Тов — удостоились долгих лет жизни. Они были моложе двадцати лет, когда Всевышний подписал приговор мужчинам Поколения Пустыни, и вошли в Эрец-Исроэль.
Со входом в Землю Обетованную начинается период правления Йеошуа бин Нуна — (2488 г.). И сведения об Элимелехе и Тове находим в «Свитке Рут», который соотносится с правлением Боаза-судьи, как сказано: «… а было это в дни судьи Ивцана, и как объяснили наши мудрецы: Ивцан – это Боаз» (Талмуд, Бава Батра, 91а) — (2787 г.). Йеошуа и Боаза разделяют 299 лет. Добавим к этой цифре 39 лет странствий по Пустыне и годы жизни Элимелеха и Това до приговора мужчинам старше двадцати и моложе шестидесяти лет, то окажется, что Элимелех умер, возможно, в возрасте старше 350-и лет. (О каком наказании смертью может идти здесь речь?). Тов прожил больше, как минимум, на 10 лет.
Годы жизни Боаза, вероятнее всего, рожденного в Пустыне, могут быть сосчитаны следующим образом: 299 плюс неизвестное количество лет от его рождения до начала правления Йеошуа, плюс 6 лет, когда он был Судьей Исроэля. Таким образом, подтверждается одна из версий, что к моменту женитьбы на Рут, Боазу было больше 300 лет!
Ле илуй нишмат рава Ицхака Зильбера (זצל).