Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

11
Июл

Союз утверждается устами. Часть 11.

Мы уже выучили, что Всевышний может поставить печать под любыми словами человека, произнесенными осознанно или неосознанно, по желанию и без желания. Источник высказывания, размышления над которым (только с помощью Небес!) привели к столь неожиданному выводу, спрятан очень глубоко…

Свыше допущено было мне услышать один из  уроков по недельной главе Торы «Балак» из уст известного даршана (толкователя) рава Баруха Розенблюма. Он построил свой урок, прослеживая связь Балака  с Рут-моавитянкой, чтобы сделать вывод: от него происходит царство Давида, который — правнук Рут. За это, и за сорок две жертвы, принесенные Балаком, царем Моава, с целью — сделать успешным проклятие еврейского народа Биламом, —  удостоился не еврей, сын Ципора, что его именем названа глава Торы! (Трактат «Сота«).

Балак — прямой потомок Лота, племянника праотца Авраама, отца двух народов: Моава и Амона. Он знает, что из этих народов произойдут две великие женщины — Рут-моавитянка и Наама-амонитянка, которым предстоит участвовать в создании царского рода евреев.

Балак этого не только не желает, но и хочет помешать. И об этом свидетельствует Тора:

«И он направил послов к Биламу, сыну Беора в Птор (פתורה), что на реке, (на) земле сынов его народа , чтобы звать его говоря: Вот народ вышел из Мицраима... И ныне пойди …  прокляни мне этот народ…» (Балак, 22:5-6). Объясняет Раши, что согласно прямому смыслу стиха, это название местности (мидраш Танхума).

Добавляет Аризаль, что на арамейском —פתורה— (Птор) — это шульхан — стол.

Всевышний возложил на еврейский народ три «короны» (свидетельства величия):

— Корону Торы, представленную Ковчегом;

— Корону Священнослужения, представленную Жертвенником;

— Корону Царства, которую представлял Стол (шулъхан).

Балак видит это царство посредством своего участия в его строительстве: как потомка Лота, и как отца Эглона, от которого и должна произойти Рут-моавитянка. (Каждый из троих имеет «свои заслуги»на основание царства).

Трое обладали способностью предвидеть … и ошиблись: Корах, посчитав, что величие Шмуэля-а-нави из его потомков, равного в своем поколении Моше-рабейну и Аарону-первосвященнику, обеспечит ему сохранность в смертельном жребии, предложенном Учителем для установления Истины … и просчитался!

Балак, увидев из своих потомков Рут-моавитянку, и, посчитав, что  его «участие» в создании царского рода евреев, дает ему силу выступить против них в союзе с Биламом…  просчитался!

Бат Шуа, первая жена Йеуды, после третьего сына, осознав, что больше рожать не будет, назвала его «Шела», посчитав, что от самого младшего произойдет царство, её царство  (שלה) и  … просчиталась!  (Аризаль этот пример не приводит).

Итак,  несмотря на то, что ошибся Балак, заглянув в будущее, глава Торы названа его именем, а мудрецы констатируют его связь с царским родом. Без намерения это оспорить, обратил внимание на одну существенную деталь, которая стала началом размышления с неожиданным выводом.

Написано в«Свитке Рут»: «…И сказал весь народ, что в воротах, и старейшины: «Свидетели! Да сделает Г-сподь женщину, входящую в твой дом подобной Рахель и Лее, которые построили вдвоем Дом Исроэля. Преуспей в Эфрате и возгласи имя в Бейт-Лехеме («Свиток Рут», 4:11).

Свидетельствует «Меам лоэз», что одна из причин сравнения Рахели и Леи с Рут – бесплодие: «Рут также была неспособна рожать, как Рахель, ‒ и забеременела лишь чудом по Воле Небес…». Об этом же говорит мидраш Рут Раба, где приводится комментарий рабби Шимона бен Лакиша на стих из «Свитка Рут» (4:13) – «И взял Боаз Рут, и стала она ему женой».

Сделаем небольшое отступление. Учит рав Шломо Левинштейн из Бней Брака, опираясь на магида из Дубно, что бесплодие праотца Авраама и праматери Сары, Ривки, Рахель и Леи было допущено с целью отделить еврейский народ от таких «родственников», как Терах, Аран, Бетуэль и Лаван… с которыми у их праведных детей (новых Б-жественных Творений!) не было ничего общего. Исходя их этого, я сделал следующий вывод: даже если Волей Небес было предопределено, что, царь Давид произойдет от Лота, а Эглона, царя Моава, по мнению мудрецов, наградили родственной связью с прародительницей Давида, великого еврейского царя, за
то, что Эглон приподнялся навстречу Эуду, в знак уважения к Творцу Мира в ответ на слова «У меня к тебе, царь,
Слово Б-га», ‒ все равно Рут – новое творение: и как гийорет, и теперь (через подарок Небес), как способная рожать. У ее новорожденного сына Оведа нет ничего общего ни с Лотом, ни с Балаком, ни с Эглоном!

Причем, Балак сам себя «отрезает» от царства евреев!

Судите сами: Написано в книге американского раввина Моше Вольфсона «Эмунат итеха»: «От Балака происходит царский род евреев.   Говорит царь Моава Биламу: «Иди, и прокляни евреев, не потому, что я их боюсь, а потому, что не хочу чтобы их царь вышел из меня (כי עצום הוא ממני) — ки ацум у мимени — он (народ — И. С.) сильнее меня (Балак, 22:6). (Их ацма — (сила) — мимени — (от меня), — объясняет Аризаль, — и в этом, также,  намек на царя, который произойдет от меня».

В этом «не хочу» Балака — ключ к пониманию его «отрезания» от царства!!! Потому что — «Союз утверждается устами!» Провозглашает Всевышний: «Да будет по слову твоему, злодей!», — и Рут, предок которой Балак,  приходит в мир бесплодной, и в ней ему нет продолжения. Но, когда Всевышний создает новое творение, пра-правнучка Балака, гийорет Рут, удостоившись чуда с Боазом из царского рода Йеуды, рожает Оведа, у которого нет ничего общего с Балаком!

Но почему, все же,  имя этого злодея навсегда осталось в названии недельной главы Торы?! Отчасти, что принес сорок две жертвы Всевышнему. И отсюда мудрецы выводят правило необходимости исполнять законы Торы даже не во Имя Небес, что, в конечном итоге, может привести к исполнению во Имя Небес!

Добавим, что Балак, в отличие от Лота, чьи заслуги он наследует, и Эглона, которому он передает в наследство свои заслуги, — человек решительных  действий. И он нужен нам, как символ несостоятельности посягательств народов мира на статус «избранный народ», который навечно закреплен за потомками Авраама-авину. Ведь неслучайно стихи из Торы о Балаке и Биламе мудрецы хотели добавить (как напоминание о любви Б-га к евреям)  к нашей ежедневной молитве «Шма«! И отказались лишь по причине — не напрягать молящихся! В обычный год глава «Балак» читается накануне поста 17 Тамуза.  Этот день — начало наших многочисленных бедствий, завершившихся разрушением Храма.  Но он — и символ нашего грядущего спасения. И не случайно, 17 Тамуза состоялась хупа Боаза и Рут, и родилось царство, которое будет восстановлено с приходом царя-Машиаха!

 

 

 

 


Оставить Комментарий