Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

08
Сен

Недельная глава Торы: Ницавим 5778

20151007_221051Глава «Ницавим» предоставляет возможность задать вопросы и поискать на них ответы. Например: » Как состыковать темы поднятые в начале главы?». Очевидно, что и вопрос требует пояснения. Поясним. Начинается глава темой нового завета, о котором Моше-Рабейну сообщает поколению, удостоившемуся наследовать Эрец Исроэль. Вслед за этим Тора излагает проблему  всех заблуждающихся, определивших предсказания благословений и проклятий лишь к поведению большинства народа, а не к каждому еврею в отдельности, (и пойдут за прихотями своих сердец).  Ответом им звучит недвусмысленное предупреждение: » … не захочет Б-г простить ему; но возгорится тогда гнев Б-га и Его ярость на того человека, и падет на него всё проклятие, записанное в этой книге; и сотрет Б-г имя его из-под небес. И отделит его Б-г для злой участи от всех колен Исроэля, согласно всем проклятьям Завета, записанного в книге этого учения» (Дварим, 29:19-20).

Как видим, наказание заблуждающихся дает возможность понять правильно предсказанные на будущее благословения и проклятия. И вот здесь, — новая тема, которая не состыковывается с вышесказанным, так как не продолжает его, а говорит совсем о другом:

» И скажет последнее поколение, дети ваши, которые появятся после вас, и чужеземец, который придет из земли дальней, и увидят бедствия той земли и недуги её, которыми поразил её Господь: «Сера и соль, пожарище — вся земля; не засевается и не дает плоды она, и не всходит на ней никакая трава, как по истреблении Сдома и АморыАдмы и Цвоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей». И скажут все народы: «… за что сделал Господь так с этой землею? За что пыл этого великого гнева?» (Дварим, 29: 21-23).

На «отступление от темы» обратил внимание рав Шимшон Рафаэль Гирш (זצל) и прокомментировал его:

«Стих 21 продолжает здесь те предсказания, которые были прерваны стихом 69 предыдущей главы «Ки Таво«. Он начинается словами «И тогда скажет последнее поколение…» и является прямым продолжением мысли, выраженной в стихе 68 (по логике вещей он должен был стоять вместо 69-го стиха — И.С.). Рассмотренная в свете уже сделанного ранее предсказания катастрофа, которая постигнет вас и вашу страну, и длительное бедствие, которое поразит вдобавок и народ, послужат не только вашим потомкам, но и всем народам мира самым красноречивым наглядным доказательством Б-га и Его деяний в мировой истории (смотри Дварим 28:46)».

Продолжим задавать вопросы. Поскольку, в вышеупомянутом стихе прозвучало словосочетание «последнее поколение«, напросился вопрос: «Что здесь имеется в виду?». Традиционное понимание этого словосочетания — «поколение перед приходом Машиаха«. Но если пытаться соотнести его с теми, кто увидит запустение Сраны, то ничего не получится, так как, еще до прихода Машиаха — «пустыня зацветет» — т. е. — Страна возродится! О каком поколении тогда говорит Тора?! Как всегда, помог разобраться рав Ицхак Зильбер (זצל).

В своей книге «Пламя не спалит тебя» он рассматривает стих о «запустении земли»- как сбывшееся пророчество, перечислив исторические свидетельства авторитетных людей о катастрофе, постигшей некогда процветавшую Страну. И среди них — известный писатель Марк Твен.

«Марк Твен, в числе многих других путешественников, посетил Палестину в 1867 году, и увиденное там он описывает, среди прочего, следующими словами: «Земля Исроэля сидит во вретище и пепле, над ней витает колдовство проклятия, которое иссушило ее поля и заключило ее силу и мощь в оковы, Земля Исроэля пустынна и нежеланна, она не относится более к реальному миру… Земля снов» ( The Innocents Abroad 1867).

Одна из высших точек опустошения была в поколении, предшествовавшем обновлению процветания, — поколении начала двадцатого столетия, когда пришли халюцим (первопроходцы) и нашли соленую почву, заросшую колючками, болота и малярийных комаров, а также другие болезни, многие из новоприбывших заболели и поплатились жизнью.

Марк Твен посетил Палестину в 1867 году, в период, когда Эрец Исроэль выглядела так, как будто «не относится более к реальному миру», и кто бы мог подумать, что всего лишь за пятьдесят лет земля изменит свою природу и начнет — в первый раз после того, как ее оставили евреи, — давать плоды?

Евреи начали возвращаться в Землю Исроэля! Это явление само по себе чудесно, оно не имеет прецедента в истории, никогда не было такого, чтобы через столь длительный промежуток времени после того, как народ оставил свою землю, он вернулся к ней.

И Земля Исроэля снова начала давать плоды! Она цветет… И столь явным было явление процветания в тех местах, где жили евреи, что оно дало границам еврейского расселения имя «зеленой линии», поскольку с высоты птичьего полета можно было ясно видеть, докуда дошли евреи…»  (Рав Мордехай Нойгершел).

Отсюда: Марк Твен и халюцим — это и есть «последнее поколение» изо всех,  засвидетельствовавших о запустении Страны. Им на смену пришло поколение «цветущей пустыни», последнее поколение перед приходом Машиаха.

Добавим размышления рава Ицхака Зильберштейна на стих «Сера и соль, пожарище — вся земля…» (29:22) из книги «Алейну лешабеах«:vksm8382__w470h250q85[1]

«Хизкуни  объясняет суть наказания «сера и соль»: «Нет никакого другого вещества, как соль, которое может устоять перед огнем! И нет другого вещества, как сера, которое так быстро воспламеняется от огня! Из этого видим намек: если будем исполнять Тору по всем правилам, —  сможем устоять во всех испытаниях, какие есть в мире! А если, не дай Б-г, не будем — быстро исчезнем из мира, как сера, воспламеняющаяся от огня!

И в этом взгляд на жизнь еврея во всех поколениях. И не только гиганты духа понимали, где черпать силы, чтобы устоять перед испытаниями. Но и простые евреи с каждым глотком воздуха Торы осознавали, что дает им возможность жить. И если утрачивали возможность учиться, — ощущали, будто лишились жизни! Потому что давал им силы устоять перед всякого рода трудностями, испытаниями и лишениями — лист Геморы, и только он!»


Оставить Комментарий