Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

12
Сен

Недельная глава Торы: Ваелех 5779

Р.Йосеф Скляр

«И пошел Моше, и говорил слова эти всему Исроэлю. И сказал им: сто двадцать лет мне теперь, не могу больше выходить и входить; и Г-сподь сказал мне: «Не перейдёшь ты Йардена сего» (Дварим,31: 1-3).

Моше-рабейну произносит эти слова незадолго до смерти, так и не сумев повлиять на окончательный приговор Небес. Учитель стремится объяснить народу причину своего предстоящего ухода из мира.

Раши учит, что он хочет сказать им, что так хочет Всевышний, сообщив ему, что он не перейдет Ярден, а руководство наследует Иеошуа, так как, для него закрылись источники мудрости: он не сможет больше учить их Торе…  И нет  в словах Моше-рабейну ни упрека , ни сожаления, но лишь желание служить народу и после своей смерти. Поэтому, он наставляет повзрослевших детей, вышедших из Мицраима, и все последующие поколения остаться верными Торе (названной его именем), вне зависимости от всех испытаний, невзгод и трудностей неизбежных на еврейском пути к Геуле.  Говорят же хазаль, что праведники, оставив наш мир, имеют на него влияние ещё больше, чем при жизни…

Об этом рассказ рава Ицхака Зильберштейна в книге «Алейну лешабеах»:

Рав Ицхак Зильберштейн

«Одно из великих деяний гаона, рабби Иосефа Шломо Каганмана (זצל), — основание кладбища Поневеж на окраине Бней-Брака. Прошли годы со время первого захоронения, и стало очевидно, что каждая новая могила укрепляет материальное состояние известной ешивы! Достоин восхищения план рава, который лишь единицами был оценен ещё на стадии замысла…

Рассказывает гаон, рабби Давид Кац, глава ешивы «Мишкан Иаков«: «В одну из шаббатних трапез, когда я был единственным гостем, поделился рав Каганман своими мыслями о постоянно возрастающих материальных трудностях в содержании огромной ешивы, основанной им в Бней-Браке.

Но его глаза вдруг осветились необычным светом, и с улыбкой на лице он сказал мне: «Знаешь, я уже очень состарился. Но волнует меня другое. Найдутся ли после моих ста двадцати лет люди огромной мотивации, которая была у меня, когда я открывал ешиву?! Однако, есть у меня чудесный замысел!»

Он продолжил говорить с большим вдохновением… Казалось, его ничто не остановит: «Все годы жизни мы жертвовали на ешиву всё, что могли, чтобы у учеников было, что кушать. Я хочу продолжить это дело и после смерти…» Видя моё недоумение, рав пояснил: » Я добьюсь разрешения организовать кладбище в Бней-Браке, и попрошу похоронить меня там. Вероятно, многие захотят быть похороненными рядом со мной. И это всегда будет материально поддерживать ешиву…»

А вот ещё один рассказ из уст рава Давида Каца об унижении, которое испытал глава знаменитой Поневежской ешивы, добывая средства на её содержание.

Это также случилось во время святого шаббата. На одну из трапез был приглашен и рав Моше Портман. Вдруг ворвалась в гостиную одна разъяренная женщина. Она стукнула кулаком по столу. Оказалось, что ешива должна была ей много денег за поставку кур на кухню. Этот долг накопился за полгода тяжёлого материального состояния ешивы

Женщина не могла сдержать себя от негодования и прокричала, глядя на рава Каганмана, сидящего в центре шаббатнего стола: » Ты думаешь, что на мои деньги можешь быть главой большой ешивы и иметь множество учеников?!»

Она продолжала кричать ещё несколько минут, унижая и обзывая, великого мудреца и праведника. А рав Йосеф Шломо сидел и молчал. Когда женщина прекратила кричать и вышла, сказал рав своим домашим: «Зер гут… зер гут (очень хорошо). Теперь, когда я испытал этот стыд, может быть, поможет мне Милосердный найти несколько больших тормим, чтобы поправить дела ешивы…«


Оставить Комментарий