Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

06
Окт

Исправление на… тысячелетия

Р. Йосеф Скляр.

Работу над этой темой я начал год назад.  Первые зарисовки были опубликованы на  сайте «Тшуваки» в рубрике «Наши исследования» под названием «Не ходил бы ты, еврей, за

… глазами». Корни этой темы в главе «Берешит», которую мы прочитали в прошедшую субботу.  Поэтому, появилась идея объединить уже опубликованные статьи, чтобы дать возможность познакомиться с ними большему числу читателей. А также, стимулировать обещанное  (бли недер) продолжение работы над этой очень-очень актуальной темой…

 

Первая повелевающая заповедь для Первого человека «плодиться и размножаться«, а также, для шереца — кишащих («все живое, что едва выше земли, например: среди летунов — мухи; среди ползающих — муравьи, жуки и черви; среди четвероногих существ — крот, мышь, ящерица и им подобные; и все рыбы»- Раши на «Ваикра», 11, 10, 41) дана, как благословение. И это мы учим (по пшату) из главы (Берешит, 1:22; 1:28), а также, из того, что животным такого повеления нет. Объясняет Раши, «что животные тоже нуждались в благословении, но, из-за змея, который будет проклят, Творец их не благословил, чтобы благословение не распространялось и на него!» (И в этом доказательство  того, что змей, ходил на ногах, а не ползал на брюхе, и относился к животным, а не к шерецу — Й. С.).

Для людей повеление поддерживать человеческий род во второй раз было повторено (после Потопа) Ноаху, его сыновьям, и их потомкам… И сказано оно было дважды — (Берешит ,9: 1 и 9:7). Объясняет Раши, что в первом случае — это благословение, а во втором — повеление (Ктубот, 5а).

Однако, мы не находим требование «плодиться и размножаться» среди семи законов, которые еврейские мудрецы считают обязательными для исполнения не евреями —  сыновьями Ноаха:

1. Запрет идолопоклонства — (вера в Б-га).

2. Запрет Б-гохульства — (почитание Б-га).

3. Запрет убийства — (уважение к человеческой жизни).

4. Запрет прелюбодеяния — (уважение к семье).

5. Запрет воровства — (уважение к имуществу ближнего).

6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — (уважение к живым существам).

7. Обязанность создать справедливую судебную систему.

Евреи, же, наследовали это повеление «плодиться и размножаться» в качестве повелевающей заповеди, которая выделяется Рамбамом под номером 212 среди заповедей «делай»: «… повеление плодиться и размножаться — ради поддержания человеческого рода. И это заповедь пирья вэривья (заповедь производства потомства), как сказано: «Плодитесь и размножайтесь и распространяйтесь по земле…» (Берешит, 9:7).

В «еврейском» варианте к этой заповеди была добавлена существенная деталь — таарат а-мишпаха (чистота супружеских отношений). И появилась она из-за физиологических изменений, которые произошли с   первой женщиной после греха с запретным плодом. Соблюдение этой заповеди существенно влияет на «плодитесь и размножайтесь».

Об этом поговорим чуть позже, а сейчас, возвратимся к Адаму, первому человеку, и Хаве, его жене. К тому, как они исполняли повеление — продолжать человеческий род. Для этого обратимся к добротной работе на высоком уровне, которую проделал рав Александр Кац, написав книгу «Заглянуть в Пардес«:

«Как поясняет рабби Моше бен Нахман (Рамбан) до греха «Адам действовал в соответствии со своей природой и делал все, что необходимо согласно своему предназначению, — так же, как действуют Небеса и все их воинство: надежно, не изменяя своему предназначению и не руководствуясь в своих делах любовью и ненавистью».

В тот период «в близости Адама и его жены не было вожделения, они просто соединялись и производили зачатие. И поэтому все части тела для них были подобны лицу и рукам — они были нагие и не стыдились» (Берешит, 2:25 — РамбанБерешит, 2:9).

«Близость была подобна для них еде и питью, а органы близости — лицу, рту и рукам», — добавляет рав Овадия Сфорно (Берешит, 2:25).

«Поэтому-то они не знали стыда, и не скрывались, вступая в близость, так как, не следовали вожделению плоти, а лишь выполняли заповедь Творца, повелевшего им :»Плодитесь и размножайтесь«!(Маарзо, Берешит раба,18:6).

Продолжим размышления, с ориентацией на книгу р. Александра Каца.

Цитируя труд Рамхаля «Даат твунот», он пишет: «Самаэль (סמ) — один из высших ангелов — выполнял повеление Творца – испытать Первого Человека. Но, формально, выполняя волю Создателя, этот мятежный ангел от себя решил не только испытать Первого Человека, но и заставить Адама, действительно, нарушить данный ему запрет… Самаэль полагал, что, если ему удастся совратить людей, он приобретет великую силу и вообще не будет нуждаться в Творце…» (стр. 274-275)».

Добавим к этому еще одну причину бунта Самаэля: являясь предводителем ангелов, он взял на себя миссию отреагировать на их зависть Первому Человеку, который был великолепен, величествен мудр и послушен, чтобы умалить его перед Создателем.

Для исполнения своего коварного плана он нашел самого подходящего из всех животных — Нахаша, который «был самым хитрым из всех зверей» Говорит Зоар хадаш, что Самаэль соединился со змеем, и они стали единым существом.

Известно, что его коварный план удался; Адам и Хава нарушили запрет и отведали плод Дерева познания добра и зла, и — в наказание — «спустились со своей духовной высоты»! Тора сосредотачивает наше внимание на их поступке, плюс у нас есть множество авторитетнейших комментариев, помогающих понять его суть, а также осознать печальную тяжесть последствий, ставших неизбежными в результате вселенского грехопадения Первого Человека и его Жены…

Однако, есть еще существенно важная деталь, которая в тени страшного поступка Адама и Хавы, как бы «осталась за кадром». Поясним, что имеется в виду:

Самаэль прекрасно понимал, что здесь уязвимое место Адама и Хавы, и через запретный плод (первый, сокрушающий, удар) нанес второй, на мой взгляд, еще более страшный последствиями удар по отношениям — «Б-г и Его Творения». В чем это выражалось?!

Начнем с того, что Нахаш отведал плод (Хизкуни, Берешит, 3:1) от Дерева Познания – ведь оно было запрещено только Первому Человеку, а не другим созданиям!

Находясь в качестве слуги поблизости от людей, он увидел, как Адам и Хава вступили в близость, и пожелал Хаву (Берешит раба, 18:6; Ялкут ШимониБерешит, 2:25; Раши, Берешит, 3:20), (так как он стал подвластным дурному побуждению – И.С.).

«В Талмуде указывается, что после того, как Нахаш уговорил женщину отведать запретный плод, он «вступил с ней в близость и внес в неё скверну» (Заглянуть в Пардес, стр. 280, со ссылкой на ВТ, Шаббат, 146а; РашиЙевамот, 103б; Авода зара, 22б; Зоар, 1: 36б)».

Женщина, в свою очередь, перед тем как заставить мужа отведать запретный плод, накормила им всех животных! С этого момента таава (вожделение) входит во все Творения. Таким образом, был нанесен сокрушительный удар по Б-жественному Плану создания человека и животных в отношении важнейшей, фундаментальной заповеди «Плодитесь и размножайтесь», так как, спуск всех запланированных душ в наш материальный мир – одно из главных условий прихода Машиаха, которого Самаэль очень страшится и не желает!

И это нуждалось в исправлении. Поэтому, в намерениях Сатана было навсегда лишить потомков Первой супружеской пары возможности исправить ошибку Адама и Хавы. В чем это заключалось? Ответ на этот вопрос помогает найти рав Барух Розенблюм в уроке на недельную главу «Бешалах» (2012 г.). Цитируя книгу адмора из Слонима «Нетиват шалом», он объясняет, почему нужно было потомкам Авраама-авину спуститься в Мицраим.

Галут – как следствие наказание за грех. А кто согрешил? Праотец Авраам? Всего лишь за то, что полюбопытствовал (скажем, отнюдь, не праздно): «А как я узнаю, что они наследуют Землю»?

Вряд ли, только за это!

Ребе из Слонима учит, что причина спуска – грех Первого человека. И в частности, «близости Нахаша и Хавы», которая была (по нашему мнению, еще раз напомним, что мы ни на что не претендуем), пожалуй, еще страшнее, чем вкушение «запретного плода»! Объясним почему:

Интерес к дереву Познания добра и зла у Хавы возникает с того момента, когда Нахаш утверждает, что «Всевышний отведал от этого дерева, и стал творить миры». Поэтому он предлагает ей пойти тем же путем. Возможно, Женщина, приводит этот аргумент и Мужу, когда предлагает ему сделать то, что она уже сделала! Согласиться с этой клеветой – и есть — авода зара (идолопоклонство).

Отношение Нахаша и Хавы – гилуй арайот (разврат).

Поскольку, теперь в людей вошло дурное побуждение, с ним можно бороться лишь с помощью Торы, которая создана и для этого. И только тогда, есть шанс у потомков Адама и Хавы сохранить этот мир на шесть тысяч отведенных ему лет и дождаться Машиаха! Но Тору невозможно получить, наследуя духовную нечистоту от отношений Нахаша и Хавы. Поэтому нужен спуск в Мицраим, который становится самым тумным (духовно нечистым) местом Земли. Чтобы, именно там, исправить трагическую ошибку Первой Женщины. (В результате этой «близости», в Адама таава вошла еще до того, как он отведал запретный плод, потому что он – одно целое с Хавой). И это по силам лишь еврееям – потомкам Авраама, который продолжает, как и Ноах, исправлять гилуй арайот. 

                                                                                           ( продолжение следует)                     

 

 

 


Оставить Комментарий