Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

12
Ноя

Союз утверждается устами. Часть 12

Этот рассказ из жизни нашего незабвенного учителя, рава Ицхака Зильбера (זצל) в его книге «Чтобы ты остался евреем». Я читал его не один раз. Вдруг подумал: «А ведь здесь яркий пример силы слова, облеченного верой!»

Надеюсь, что вы со мной согласитесь:

ДЕНЬГИ “С НЕБА”

Происшествие, о котором ниже, тоже связано с Фрумой-Малкой (мать жены рава Ицхака — Й.С.) Может, оно и случилось-то со мной из-за, а точнее — ради нее.

Дело было в августе, вскоре после истории с похоронами в Казахстане (теща рава Ицхака добровольно поехала туда хоронить по еврейским законам семейную пару — Й.С.) Фрума-Малка гостила у нас перед тем как уехать в Кзыл-Орду к мужу. Пора было уже покупать билет, а денег — ни копейки (на поездку на похороны, понятное дело, сразу нашлись, а тут — где возьмешь?). Деньги за отпуск я получал в июне, и мы их, естественно, прожили. Я давал уроки, подрабатывал, но в августе все сдали экзамены и частные уроки кончились. Как быть? Я говорю:

—    Б-г поможет.

Теща нервничает:

—    Как Он поможет? С неба утром сбросит деньги?

Я говорю:

—    Да, сбросит с неба, — и ушел.

Иду и думаю — где искать работу? Последние дни перед началом учебного года. Куда податься? Заглянул в гороно к начальнику отдела кадров — он с кем-то беседует. Заметил меня и говорит:

—    Зильбер, заходите! Вы свободны сегодня?

—    Да.

—    Вот тут товарищу надо сдать какой-то экзамен, идите с ним.

Фамилии этого ”товарища” — Ермольчик — мне не забыть. Иду я с ним и чувствую что-то неладное: очень уж странно он переглядывается с людьми на улице. Стоит на углу молоденькая девушка, беззаботно глазеет на прохожих. Увидела моего спутника — и подмигнула незаметно. Чудно! Ну никак она ему в знакомые не годится! Старик-татарин с седой бородой, с виду такой серьезный, кивает тайком. Что у них может быть общего? Неужели агенты? В жизни бы не подумал, что агенты такие бывают. А тут мне и вовсе дурно становится: он явно держит путь на Черное озеро (в Казани Черное озеро — как Лубянка в Москве, главное управление у чекистов). Ловушка?!

Пришли на Черное озеро — перед ним все двери открываются. Входим без всяких пропусков к самому главному начальнику, тоже Ермольчику (родственник, видно), и бандит какой-то, длинный, с револьвером на боку, тоже входит. Мне показывают на него и говорят:

— Этот наш сотрудник успешно трудится, и мы хотим повысить его в звании. Но ему не хватает образования. Надо, чтобы он сдал экзамены хотя бы за восемь классов. Проверьте, что он знает, и подготовьте его — за деньгами мы не постоим.

Я, конечно, ни слову не поверил. А вы бы поверили? Я решил, что меня хотят подловить на чем-то. Или просто задержать без лишнего шума.

”Ученик” отвел меня в Красный уголок (что-то вроде комнаты отдыха в тогдашних учреждениях и учебных заведениях; непременное украшение — бюсты и портреты вождей; всегда полно марксистской литературы). Сели ”заниматься”.

Страшно было сидеть: все время входили и выходили эти убийцы. Они расстреливали людей и делали все, что хотели, и это было видно по их лицам. Вы знаете, ведь это по лицу видно. Звериные были лица. Они смотрели на нас, а я опустил голову и уже не хотел поднимать. Но я — что я мог поделать?

Начал его учить. Проверил, что он знает по алгебре, объяснил какие-то основы, затем немного физики, потом русский язык. Взял статью из газеты, диктую, исправляю ошибки. Работаю, в общем. Так и сижу с опущенной головой, ни на кого не смотрю ־ не мог смотреть! Вдруг слышу: — Достаточно!

Вижу, возле стола стоят трое, смотрят, как я с ним занимаюсь, и им это нравится. Меня опять ведут к начальнику Ермольчику, выписывают ведомость на оплату — сто пятьдесят рублей: шесть часов по двадцать пять рублей. Тогда это были большие деньги. Говорят: — Послезавтра придете за деньгами.

Но сразу по лицу увидели, что не приду.

—    Ну ладно, — говорит Ермольчик.

Вызывает какого-то бандита:

—    У тебя деньги есть, я знаю, ты сегодня получил. Дай сто пятьдесят рублей.

Прихожу домой, а там уже волнуются: я ведь как ушел с утра на молитву, так и пропал. Протягиваю деньги. Они спрашивают:

—    Откуда?

Я говорю:

—    Упали с неба.

—    Как это ”с неба”?

—    А так. НКВД дал!

 


Оставить Комментарий