Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

24
Ноя

Недельная глава Торы: Ваишлах 5779

Р. Йосеф Скляр.

Праотец Яаков возвращается в отчий дом с удвоенной радостью: он перевыполнил  повеление родителей «жениться на дочери Лавана», и, что очень важно для него, удостоился отношений с Б-гом, хранившим его двадцать труднейших лет жизни рядом с источником духовной нечистоты неизмеримой силы!

И если бы не Эсав со своим страшным планом отмщения, преградивший ему путь возвращения домой, свою знаменитую фразу «Им Лаван гарти» (У Лавана жил) (Берешит, 32:5) он сказал бы родителям с целью подчеркнуть , во-первых, важность их пророческого наставления породниться с братом матери, и, во вторых, обрадовать, что устоял в испытаниях, обрушившихся на него. Примчался Эсав … и изменил все его планы! И теперь в эти глубокие, содержательные слова пришлось вкладывать совершенно иной смысл, а именно, как учат мудрецы: «Не уподобился своему тестю в наглости, обмане, изворотливости, высокомерии, жестокости, лицемерии, жадности, гордыне, себялюбии, идолопоклонстве… И всему этому противопоставил учебу и исполнение заповедей. А это значит, что нет у тебя никакой возможности меня победить, потому что все двадцать лет звучит «голос Якова»! Поэтому не стоит напрягаться и делать лишних, скорее даже, бессмысленных и опасных движений!»

И говоря это, праотец Яаков уверен на все сто процентов, что Эсав его поймет.

А сделает ли выводы из этого понимания он не знал, поэтому и готовился к предстоящей встрече по трем направлениям: 1. Укрепился в молитве (и молился). 2. Отделил Эсаву солидные подарки. 3. Готовился к войне.

Он разделил свою семью на два стана, будучи уверенным, что если ему предстоит смертельная битва, то после него останутся продолжатели дела Авраама. Потому что понимал: если погибнет, то вместе с Эсавом (Как сказала Ривка: «… для чего мне лишаться вас обоих в один день?!»)

Из встречи братьев мудрецы вывели законы нашего поведения в галуте  среди народов мира. И если нам заповедано не провоцировать Эсава на применение силы и не воевать с ним, находясь у него в плену, то за учебу Торы и исполнение заповедей нужно стоять горой, невзирая на любые трудности, испытания и даже угрозу жизни!

Рав Ицхак Зильберштейн

Рассказ о верности Торе в книге «Алейну лешабеах» рава Ицхака Зильберштейна:

«Эту историю я слышал от рава Гершона Клебанского. Их семью сослали в Сибирь, и там прошло его детство. В домашней библиотеке Клебанских была всего лишь одна книга: сидур (еврейский молитвенник). И его они могли бы запросто лишиться, если бы не самопожертвование матери рава.

Власти редко оставляли ссыльных «на произвол судьбы» и  «изредка» посещали своих «подопечных» со всякого рода проверками. В семью Клебанских они заглядывали также. Однажды один из злодеев обратил внимание на сидур и потребовал дать ему его, понятно, с целью отобрать! Праведная героическая женщина, мать рава Гершона, наотрез оказалась. Она взяла сидур и спрятала за спину, давая понять им, что не отдаст его даже ценой жизни. Это было смертельно опасно! Нелюди могли в бешенстве застрелить её на месте, без суда и следствия, И никто не смог бы заступиться за их жертву!

Мальчик Гершон Клебанский онемел от страха, который его парализовал, с ужасом ожидая развязки этой страшной и (не дай Б-г трагической) сцены. И действительно, Всевышний не дал пролиться крови праведной женщины, как написано в псалме: » Он охраняет души Своих благоверных; от рук злодеев их избавляет» (97:10).

О, чудо! Эти злодеи «вдруг» перевели все на шутку. То есть, заменили угрозы на словесное издевательство и насмешки, как бы недоумевая, почему эта странная женщина смертельно вцепилась за какую-то старую потрепанную книгу. Мать очень сдержанно ответила им, что через сидур у нее есть связь с Б-гом, в которого она верит, и от этого её жизнь наполняется радостью, благодарностью и содержательностью. Ответ праведницы вызвал у них взрыв хохота, и они насмешливо ответили,что прожили десятки лет без Б-га, ничуть от этого не пострадав. В ответ сказала женщина, что ей невдомек, какой жизнью они жили и живут, но свою жизнь она не представляет (даже на мгновение) без Б-га и без сидура

Сидур навсегда остался в семье Клебанских, как семейная реликвия, а о подвиге  матери рав Гершон потом рассказывал своим детям и внукам, воспитывая у их чувство верности еврейскому образу жизни…


Оставить Комментарий