Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

15
Июн

Недельная глава Торы: Беаалотха

Р. Йосеф Скляр.

И Г-сподь сказал Моше, говоря: «Скажи Аарону и объясни ему: когда ты будешь зажигать лампады, то на лицевую  сторону светильника да светят эти семь лампад.» (Бемидбар, 8: 1-3).

Учит Раши, что раздел о светильнике расположен рядом с разделом о предводителях колен. Когда Ааарон увидел, как они принесли жертвы, то смутился, так как его колено в этом не участвовало. Успокоил его Пресвятой: «Твоя доля больше их доли: ведь ты возжигаешь и направляешь лампады!» То есть, светильники нужно зажигать, поддерживая в них огонь, пока пламя не стает подниматься само по себе. И к тому же, твои потомки удостоятся зажигать Ханукальные светильники…

Добавим небольшое размышление на комментарий Раши. Напрашивается сравнение, что когда говорится о светильнике, который будет зажигать коэн, то подразумевается работа коэна (рава, наставника, учителя) который может разжечь искру души каждого еврея далекого от исполнения заповедей Торы до светильника… и светильник продолжит гореть уже самостоятельно!

 

Рав Ицхак Зильберштейн

Размышления  рава Ицхака Зильберштейна об том стихе в книге «Алейну лешабаеах«:

«Спрашивает Рамбан: «Аарон был утешен напоминанием важности служения по зажиганию Храмовой Меноры. А почему ни воскурением смеси  благовоний на золотом жертвеннике, или уникальной службой в йом а-кипурим, когда он заходил в Святая Святых, освящая Великое Имя?! Что особенного есть в зажигании и направлении  светильников? Как видим, есть. И это особенное, которое не находим ни в каком другом служении в Храме — не что иное, как акарат а-тов (чувство благодарности), как объяснено в мидраше, рассказом о зрячем человеке и о его слепом друге, которые вместе возвращались домой. Зрячий всю дорогу поддерживал слепца, чтобы с ним в дороге ничего не случилось. Когда они добрались до места назначения, поводырю пришло в голову,что его слепой спутник может прийти в отчаяние при мысли о своей беспомощности. Чтобы приободрить друга, он, приведя его домой, попросил: «Пожалуйста, включи мне свет…» На самом деле он не нуждался в помощи другого человека, и попросил об услуге ради своего слепого друга, которому посредством своей просьбы дал возможность почувствовать себя значимым и радостным от того, что отплатил другу добром на добро.

Так и Вс-вышний, повелевший Исроэлю зажигать Менору, свет которой Ему не нужен. Он заповедал нам это служение, чтобы научить нас быть благодарными, а также наделить заслугами и возвысить в глазах других народов. Поэтому эта заповедь больше жертвоприношений!  Акарат тов! Замечательная черта характера! Не забывать благодарить за содеянное человеку добро. И не случайно, благословили мудрецы умеющих наполнять свои уста словами восхвалений и благодарений!

Гаон рабби Яаков Оренштейн (זצל), который возглавлял ешиву Метивта в Лондоне, всегда рассказывал с большим волнением ученикам о своём раве и учителе, гаоне из Чибина (זצל). В годы войны однажды Красный крест опубликовал обширные списки евреев, находящихся в России в эвакуации и нуждающихся в помощи. Среди множества фамилий рав Оренштейн обнаружил знакомую — Вайденфельд — его дорого учителя. Решил послать продуктовую посылку обладателю этой фамилии с огромным желанием помочь или близкому человеку (если это он!), или просто еврею-однофамильцу Ребе.

Прошло несколько лет. И после войны гаону из Чибина посчастливилось репатриироваться на историческую родину. В один из дней раву Оренштейну в его дом в Лондоне принесли телеграмму из Исроэля. В ней было написано: «Сегодня прибыл в Хайфу. Спасибо за продуктовую посылку. Вайденфельд.»

Эту историю рабби Яаков всегда рассказывал со слезами в глазах от восхищения своим учителем, который преподал ему урок акарат тов — черты — помнить и благодарить за содеянное добро, развитой у гаона из Чибина на таком высоком уровне, что первым делом, ступив на Святую Землю, после множества пережитых трудностей и испытаний, при первой возможности связаться с заграницей, он послал слова благодарности своему ученику Якову Оренштейну за помощь продуктами несколько лет тому назад, в тяжёлые годы войны».

 


Оставить Комментарий