Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

17
Июл

Трагедия в доме Йосефа … или почему бездействовал великий Пинхас?

Как известно, Пинхас, сын Элазара, внук Аарона-первосвященника удостоился большой награды, а именно: доброго имени (на века), долгожительства, священства, мудрости Торы, духа святости, знатности, богатства, праведных потомков-священнослужителей, недельную главу Торы, названную его именем!

Понятно, что у тех, кто поверхностно, или впервые учил историю Пинхаса, не мог не возникнуть вопрос: » А за что ему такая награда?»

Учат мудрецы, «что награжден он с учетом Вышнего закона справедливости «мида кенегед мида» (мера за меру). Гнев Небес разгорелся до такой степени, что способен был полностью истребить еврейский народ. Смягчив гнев Всевышнего, Пинхас предотвратил гибель народа Израиля. За это ему самому была дарована вечная жизнь» (Мидраш Раба. Бемидбар). Добавим, что помощи Небес праведный внук Аарона-первосвященника удостоился по причине того, что Тот, Кто знает сердечные помыслы человека, видел готовность Пинхаса на самопожертвование — вплоть до смерти — во Имя Небес! Отсюда мы учим, что он — ревнитель, поборник справедливости, человек решительных действий.

Проходит очень много десятков лет, и сообщает нам Писание об одном деянии Пинхаса-первосвященника, которое в связи с нашим представлением о нем, как о поборнике справедливости, приводит нас к полному недоумению!

Попробуем это осмыслить.

Правление Ифтаха — Судьи Израиля.

При нем начался голод («Свиток Рут»: » И был голод на земле…»). Ифтах невежеством и неоправданной жестокостью, а также попустительством своих современников, навел беду на Израиль. В первом случае его «чисто семейная проблема» переросла в национальную трагедию: перед решающей битвой с Амоном дал Ифтах обет Творцу и сказал: «Если отдашь Ты сынов Амона мне в руки. И будет: вышедший из дверей моего дома навстречу мне при моем возвращении с миром от сынов Амона, то будет (посвящен) Господу и вознесу я его во всесожжение» («Книга Судей», 11: 30-31). Навстречу ему вышла его единственная дочь! Продолжает «Книга Судей»: «И он исполнил над ней свой обет, и она не познала мужа…» (Там же). Объясняет Мальбим: «Исполнение обета применительно к ней состояло в том, что она не познала мужа и осталась незамужней, но связанной до смерти своей… А мудрецы полагают,что он принес ее в жертву всесожжения»… И хотя Ифтах не обратился к мудрецам своего поколения, чтобы отменить свой обет, никто из них, не «снизошел до совета судье-простолюдину», что погубило безвинную девичью душу… А это не приличествует народу Торы!
Второе деяние Ифтаха было еще страшнее, и чаша весов Небесного Суда опустилась не в пользу еврейского народа! Когда обратились старейшины Гилада к Ифтаху с просьбой о спасении от Амона, то предложили ему: «Если пойдешь снами воевать, и победа наречена будет твоим именем, то после победы будешь у нас главой по праву победителя и спасителя народа, и даже, будучи незнатного происхождения, станешь судьей и властелином». Он незамедлительно согласился… Спустя некоторое время подступили к нему мужи колена Эфраима, оспаривая его право на власть и главенство над домом Йосефа, аргументируя свои притязания тем, что в доме Йосефа они старше, чем Менаше, как сказано: «И поставил Эфраима перед Менаше» (Берешит, 48:20). Ифтах принял вызов – и похоронил их претензии вместе с сорока двумя тысячами погибших в этой битве Эфратян…

Однозначно, грех Ифтаха, совершенный по отношению к  дочери, привел его к войне с Эфраимом. Комментаторы единодушно отмечают, что оступился он в результате невежества, гордыни, жестокости. Эти же качества проявляются и в конфликте с сыновьями братского колена. Отмечает «Меам лоэз», что его несуразный недер, так неожиданно повлиявший на судьбу дочери, не оставил равнодушными сыновей Эфраима, которые затеяли с ним большую ссору, говоря: «Если бы позвал нас на
битву, ‒ увеличил бы свою армию и не нуждался бы в глупой клятве!..»

И Пинхас бен Элазар, первосвященник, великий в Исроэле, мог их рассудить. Для этого нужно было или упрекнуть братьев Ифтаха, что не пришли с бескорыстным желанием снять с него недер, а ‒ ссориться. Или самому аннулировать столь нелепую клятву победителя амонитян! Мудрый праведный старец не сделал ни того, ни другого! Ослепленные гордыней, самомнением и желавшие почестей сыновья Эфраима, проглядели самопожертвование и героизм Ифтаха в Б-гоугодной войне с Амоном. А тот, в свою очередь, не устояв в испытании на гнев, начал с резких и суровых упреков, а закончил страшным безжалостным кровопролитием, от которого не удержал его опыт и авторитет Гидона, судьи Исроэля из Менаше. (Около ста лет до него Гидон с честью вышел из подобного спора с сыновьями Эфраима). Устами пророка Шмуля назван Ифтах в числе судей Исроэля, но это не смоет кровь сыновей Эраима с рук его…«Илкут Шимони» (Шофтим, 64) и «Меам лоэз» свидетельствуют: «Погубил Ифтах в войне с Эфраимом 42 тысячи, и кто убил их?.. Пинхас! Убил своим невмешательством! Потому что каждый, кто может наставлять на путь истины еврейский народ, и не делает этого ‒ всю кровь в Исроэле проливает своими руками. Как написано у пророка: «Сын человеческий! Я поставил тебя провидцем дому Исроэля, и услышишь ты из уст Моих слово, и предостережешь их от Меня. Если Я сказал нечестивому: «Смертью умрешь!» ‒ а ты не предостерег его и не говорил для предостережения нечестивого от грешного пути его,чтобы он жив был, он, нечестивый, умрет за грех свой, а кровь его с тебя взыщу…» (Йехезкель, 3:17-18).И это учит нас об ответственности каждого еврея за всех, и всех ‒ за каждого. И наказание Пинхаса, ‒ как свидетельство его трагической ошибки: с того дня взяли у него священство и передали сыновьям Итамара, младшего сына Аарона-первосвященника. А также, как отмечает Радак, утратил он Руах г̃аКодеш (дух святости)…

Попробуем разобраться, что стоит за этим «бездействием и равнодушием».

Казалось бы, наоборот, самое время и в этом случае внуку первосвященника Аарона проявить отличительное качество своего деда, творившего мир между евреями даже в самых тяжелых и безнадежных случаях, и помочь Ифтаху освободиться от обета, а потом,также, установить взаимопонимание в доме Йосефа. Но великий Пинхас так не поступает! И здесь напрашивается вывод: он делает это продуманно, осознанно и беспристрастно! И самое главное (обратите внимание!) в угоду Небесам Оказывается, ревнителем можно быть и с копьем в руках, убивая Зимри и Козби, и не препятствуя Ифтаху (не понимающему этого) осуществлять Б‐жественный план!

Но как понять, что за это Пинхаса так сурово наказали?Об этом говорят очень авторитетные комментаторы! Рассудим вместе:для современников Пинхаса очевидно, что вмешайся он в трагедию ни в чем не повинной девушки, а также в конфликт в доме Йосефа, все могло быть по-другому! Значит он виноват, и должен быть наказан. И нам сообщают об этом наказании. Продолжим рассуждение: никто из тех комментаторов, к которым я обратился не говорит, почему он так себя повел, вернее, если и говорят, то отмечают, что смотрел Пинхас на Ифтаха свысока, как на «ам г̃а-арец» (невежду).

Очень захотелось отыскать  в его поступке то, что могло его оправдать. Предположил, что Пинхасу-первосвященнику Свыше было открыто, как себя вести с  Ифтахом! Обратил внимание,  что его наказание было, скажем, формальным: через несколько поколений, после прегрешений сыновей Эли, первосвященство вновь возвращается к потомкам Пинхаса. И еще, по мнению Рамбана,– «… согласно сокровенной устной традиции, новым воплощением души Пинхаса стал пророк Элияг̃у, который в будущем возвратится на землю вновь, чтобы возвестить о приходе Машиаха… В мидраше прямо сказано, что «Пинхас ‒ это и естьЭлияг̃у». И там переданы слова Всевышнего, обращенные к Пинхасу: «Ты восстановил мир между Мной и Исроэлем в этом мире, а в грядущем ты вновь восстановишь мир между Мной и Моими сыновьями, как написано (Малахи, 3:23-24): «Вот Я посылаю к вам пророка Элияг̃у перед наступлением дня Б-га,великого и страшного, ‒ и возвратит он сердца отцов к сыновьям, и сердца сыновей к отцам, чтобы Я не пришел и не поразил землю истреблением»(Ялкут Шимони, Пинхас, 771). Проясняется мотивация «равнодушия» внука великого Ааарона-первосвященника:
он был  посвящен в тайну Машиаха, к которому история Ифтаха (оказывается!) имеет непосредственное отношение! Объясним, что имеется в виду. Очевидно великий Пинхас удостоился понимания одного пророческого благословения, и это скорее всего, и определило линию его поведения:

Праотец Яаков при смерти. Йосеф-правитель первым навещает отца, чтобы услышать от него напутственные слова в адрес своих сыновей. И тот действительно произносит: «…ангел, который спасал меня от всякого зла, да благословит этих юношей, чтобы мое имя и имя моих отцов было наречено в них, и ‒ чтобы они размножились как рыбы посреди земли» (Берешит, 48:16). Сообщает «Меам лоэз», что «…на сыновей Эфраима намекал праотец Яаков, говоря, «…и размножатся как рыбы посреди земли…» Подобно рыбам, которым в воде гибель приходит через рот, когда они попадаются на удочку, сыны Эфраима, будут у вод Иардена погублены воинами Ифтаха, когда не выдержат испытания в произношении своими ртами слова «шиболет» (стебель или водоворот)». Книга «Судей» (12:6) рассказывает, что когда беглецы Эфраима, разбитые Ифтахом, спасались в надежде переправиться через реку, и остановленные братьями из колена Менаше, вместо «шиболет» (маим) говорили «сиболет». И полегло из них в тот день 42 тысячи…). Пинхас на уровне Духа Святости могли видеть и эту «гзеру», спрятанную в благословении, и причину того, почему она сбылась на сынах Эфраима. Судите сами: победа Ифтаха относительно небольшим войском свидетельствовала о его избрании Небесами на роль спасителя. И более того, все колена признали победите-
ля амонитян судьей всего Исроэля! (Потому что поколение, запятнавшее себя многими грехами, заслуживало именно такого руководителя). И идти против мнения большинства, ‒ было равносильно тому, чтобы бросить перчатку в Небо!

Кстати, сыновья Эфраима однажды уже «отличились» в подобном, когда,не считаясь ни с кем, раньше всех (на свою погибель!) вышли из Мицраима. По отношению к Ифтаху, проявившему себя мужественным и бесстрашным воином, они повели себя пренебрежительно, унижая, оскорбляя и его и половину колена, которым он по праву удостоился руководить. Основой такого поведения стала их гордыня, созревшая на почве традиционной удачливости колена, их благословенного удела в Эрец Исроэль,
который меньше других страдал от внешних врагов, а также благоволение Небес и уважение всех колен. Плюс ‒ заслуги Йосефа-праведника и Йег̃ошуа бин Нуна!

За все это сыновья Эфраима, потомки Йосефа, должны были быть наказаны, и Пинхасу здесь нечего было делать. Отсюда его «равнодушие»! И в этом его величие!

(Из книги «От моря Суф — до Машиаха»)

 

 


Оставить Комментарий