Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

04
Окт

Недельная глава Торы: Ваелех 5780

Р. Йосеф Скляр.

Глава «Ваелех» — самая короткая в Торе (всего 30 стихов). Начинается словами «И пошёл Моше, и говорил слова эти всему Исроэлю…» (Дварим, 31:1).

Комментаторы объясняют «и пошёл Моше», сравнивая его действие с тем, что делал глава более позднего поколения, — пророк Шмуэль. Ежегодно он выходил из своего дома и в течение года обходил весь Исроэль, наставляя, обучая, порицая еврейский народ.
В отличие от него Моше-рабейну никуда не ходил, а к нему приходил Исроэль обучаться, судиться, спрашивать. Почему Учитель не ходил в народ? Потому что он был царём! Как написано: «И был в Иешуруне царь…» (Дварим,33:5). И это сказано о Моше-рабейну.

Царь не может пренебречь уважением к себе (по закону Торы!) Поэтому и не мог он выходить в народ. Однако, в нашей недельной главе написано: «и пошёл…» Объясняют комментаторы, что речь идёт о его последнем дне жизни, когда царство у него было отобрано и передано Йеошуа. Шмуэль-пророк может идти в народ, потому что он не царь, и Моше-рабейну в последний день своей жизни — уже не царь; значит, и он может идти к людям, поэтому и написано: «И пошёл Моше…» В заслугу ему будет сказано , что с Божьей помощью, удалось ему заглянуть в шатёр каждого еврея, наставить его семью, попрощаться, попросить прощение. И в этом его величие, как руководителя, как пророка, как учителя и наставника не только поколения Пустыни, но и всех последующих до Машиаха поколений!

«И пошел Моше, и говорил слова эти всему Исроэлю. И сказал им: сто двадцать лет мне теперь, не могу больше выходить и входить; и Г-сподь сказал мне: «Не перейдёшь ты Йардена сего»(Дварим, 31: 1-3).

Моше-рабейну произносит эти слова незадолго до смерти, так и не сумев повлиять на окончательный приговор Небес. И нет в его словах ни упрека , ни сожаления, но лишь желание служить народу и после своей смерти. Поэтому он наставляет повзрослевших детей, вышедших из Мицраима, и все последующие поколения остаться верными Торе (названной его именем), вне зависимости от всех испытаний, невзгод и трудностей неизбежных на еврейском пути к Геуле. Говорят же хазаль, что праведники, оставив наш мир, имеют на него влияние ещё больше, чем при жизни… Об этом рассказ рава Ицхака Зильберштейна в книге «Алейну лешабеах»:

Рав Ицхак Зильберштейн

«Одно из великих деяний гаона, рабби Иосефа Шломо Каганмана (זצל), — основание кладбища Поневеж на окраине Бней-Брака. Прошли годы со время первого захоронения, и стало очевидно, что каждая новая могила укрепляет материальное состояние известной ешивы! Достоин восхищения план рава, который лишь единицами был оценен ещё на стадии замысла…

Рассказывает гаон, рабби Давид Кац, глава ешивы «Мишкан Иаков«: «В одну из шаббатних трапез, когда я был единственным гостем, поделился рав Каганман своими мыслями о постоянно возрастающих материальных трудностях в содержании огромной ешивы, основанной им в Бней-Браке.

Но его глаза вдруг осветились необычным светом, и с улыбкой на лице он сказал мне: «Знаешь, я уже очень состарился. Но волнует меня другое. Найдутся ли после моих ста двадцати лет люди огромной мотивации, которая была у меня, когда я открывал ешиву?! Однако, есть у меня чудесный замысел!»

Он продолжил говорить с большим вдохновением… Казалось, его ничто не остановит: «Все годы жизни мы жертвовали на ешиву всё, что могли, чтобы у учеников было, что кушать. Я хочу продолжить это дело и после смерти…» Видя моё недоумение, рав пояснил: » Я добьюсь разрешения организовать кладбище в Бней-Браке, и попрошу похоронить меня там. Вероятно, многие захотят быть похороненными рядом со мной. И это всегда будет материально поддерживать ешиву…»


Оставить Комментарий