Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

11
Дек

Рав Ицхак Зильберштейн»Алейну лешабеах»: Ваеце 5780

Р. Йосеф Скляр.

Глава «Ваеце» повествует о важном событии в становлении народа, произошедшего от Авраама-иври, а именно: рождение сыновей у Яакова-авину — четвертого поколения — двенадцати колен Исроэля!

Именно дор ревии (четвертое поколение) — шватим — и стало фундаментом здания, имя которому — Еврейский народ! И удостоилось это поколение своей заслуги, потому что были построены, отношения «отцы и дети» по законам и предписаниям Торы!

Дети праотца Якова стали духовным продолжением Ицхака-авину и Авраама-авину, потому что с рождения были с  теплой любовью, доверием, мудростью и заботой воспитаны великими родителями, дела которых отпечатались в детских сердцах и разуме настолько, что сформировали у них незыблемый родительский авторитет и  осознанное желание подражать их деяниям!

Рав Ицхак Зильбер (זצל)

Те, кто знаком с жизнью нашего незабвенного рава Ицхака Зильбера (זצל), согласятся,

что Учитель вместе с раббанит Гитой-Леей следовали цели — привить детям любовь к Торе, чтобы жить по её законам, несмотря ни на что. Им это удалось, потому, что, как сказала одна из их дочерей, раббанит Хава Куперман, — «родители в еврейство не играли, а еврейством жили!» И этом «жили»- огромный месирут нефеш (непоколебимая готовность к любым, даже самым страшным и тяжелым испытаниям)!

И самая высшая форма отношений между родителями и детьми, когда  родители детям -«как (старшие) братья».

Об этом рассуждает рав Ицхак Зильберштейн в книге «Алейну лешабеах«:

Рав Ицхак Зильберштейн

«Написано в главе «Ваеце«: » И сказал Яаков братьям своим: «Соберите камни! И взяли они камни и сделали холм…» (Берешит, 31:46). Объясняет Раши, «что «братья» — это сыновья его, которые были ему, как братья, и которые приходят (на помощь) в беде и в бою».

Мудрое наставление Торы учим из этого. Сыновья человека пусть воспринимаются им, как его братья. И с ними он может посоветоваться в трудную минуту.

Тора учит нас, что стоит человеку  не только к жене относится с любовью и уважением, но и к детям своим проявлять подобную любовь.

Хочется рассказать, как однажды, я поделился этим комментарием Раши с известным учителем, одним из ведущих специалистов и наставников в вопросах дома, семьи; мира в доме, и в семье.

Не могу забыть то, как воспринял комментарий Раши этот ученый с мировым именем. Он настолько впечатлился от услышанного («сыновья, как братья») что, попросив извинить его, вскочил с места и бросился искать кепку, чтобы покрыть голову. Так он захотел выразить свою признательность великой мудрости Торы. Ученый пояснил, что дом, где дети человека, ему как братья, наполняется взаимопониманием и миром самой высокой пробы, потому что члены семьи чувствуют себя единым целым в рамках братской любви и уважения между самыми близкими кровными родственниками!

Вслед за стихом «И сказал Яаков братьям…» который Раши, как уже было сказано, объясняет, что братья — сыновья, следует продолжение: «И соорудил Яаков жертвенник на горе, и позвал братьев кушать хлеб». И объясняет Раши, что здесь «братья» — близкие Лавану люди.

Трудно очень понять, но не комментирует Раши этот стих, что братья — они как сыновья!

Однажды я, все-таки, услышал на это комментарии. На похоронах сына рава Битона из Холона, сказал один из раввинов свое объяснение на «сыновья-братья»:

» Праотец Яаков учит грядущие поколения, что с таким дедушкой, как Лаван запрещено участвовать в совместной трапезе. В первом стихе говорится, что Яаков-авину предложил детям построить холм из камней, и тогда, — сыновья названы братьями. Но когда идут строить жертвенник и кушать вместе, — он отсылает детей, и они не участвуют в трапезе.

У  праотца Яакова нет выхода, поэтому он разделяет трапезу с Лаваном, однако, сыновей своих ограждает от дедушки, который может охладить их сердца вопросами, как: «Зачем вы поливаете руки перед едой из кружки? Не лучше ли вымыть их с мылом?» Или: «Зачем вам благословлять перед едой…  только время тратить?!»

Подобные вопросы могут остудить у внуков их богобоязненность.

Урок праотца Яакова — актуален и в наши дни. Он касается  баалей тшува. Зачастую, где взрослые дети стали на путь соблюдения законов Торы, а их родители остались на прежнем уровне, нужно строго следить за тем, чтобы внуки не попали под влияние таких дедушек и бабушек, так как, это может очень навредить их светлым детским душам!»


Оставить Комментарий