Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

01
Янв

Рав Ицхак Зильберштейн»Алейну лешабеах»: Ваешев 5780

Р.Йосеф Скляр

Недельная глава Торы «Ваешев» повествует о праведном сыне праотца Яакова, Йосефе, его первенце от любимой жены Рахели. Мудрецы назвали  более десяти фактов из жизни отца, и из жизни сына очень похожих. Один из них — сны. Яаков получил во сне известие о том, что станет великим человеком. И в жизни Йосефа это тоже имело место (дважды ему во снах сообщают о его великом предназначении, он растолковывает сны виночерпия и хлебодара, и, наконец, сны Паро, растолковав которые, Йосеф, не только обретает свободу, выйдя из рабства, но и приобретает величие!). Более того, первые сны, которые касаются его лично, свидетельствуют, что Йосеф удостоился пророчества в столь юном возрасте! Комментаторы отмечают три достоинства любимого сына праотца Яакова: он был мудрым в Торе, пророком и кормильцем братьев. Откуда мы учим, что он был пророком? Из его снов! Снопы — это пророчество, Солнце и Луна — пророчество! А в этом пророчестве, его, Йосефа, будущее — будущее царя! И доказательство, что его сны пророческие, отмечают мудрецы, именно в том, что он их рассказывает братьям. И это можно понять так: обычно не принято рассказывать сны. Однако, Йосеф это делает, причем понимая, что это против желания братьев вообще его слушать. Потому что он обязан им рассказать, даже если ему не хочется откровенничать перед ними, но так как сны — пророческие, он не имеет права их скрывать ( пророк, утаивающий пророчество, наказуем смертью…). Написано в Торе: » И приснился Йосефу сон, и рассказал братьям своим, и они еще более возненавидели его». (Берешит, 37:5). Что подлило  «масло в огонь»? Возможно еще и то, что по их разумению, Йосеф претендует и на пророка, и на царя. Причем, пророка, который сам о себе пророчествует! Однако Йосеф, их младший брат, преподносит им еще один урок, который вытекает из его снов: он ведет себя, как царь! И проявляется это в том, что он смотрится в зеркало, стрижется чуть ли не каждый день, потому что эти действия разрешены лишь царю, а не «простым смертным». И также, в доме Потифара, почувствовав, что его возвеличили, Йосеф начинает обращать внимание на свою внешность и прическу. Однако, и в первом случае, (когда братья понимают, что он ведет себя уже сейчас, как царь), и во втором, (когда жена Потифара замечает его неповторимую красоту) ему пришлось дорого заплатить за преждевременную попытку утвердиться!

Рав Ицхак Зильберштейн

Рав Ицхак Зильберштейн

Мудрец Торы, р. Йеуда Сегаль (זצל), был раввином района Кирьят Шалом  в Тель-Авиве. О нем рассказал мне поучительную историю главный рав  Гиват Шмуэль, гаон р. Зингер. Из этой истории мы можем выучить настолько велик может быть человек для окружающих, когда у него есть большой страх перед Небесами!

Рав Сегаль, также, долгие годы  возглавлял отдел Несуин при Тель-Авивском раббануте. В один из дней, праведник пришел в отдел кадров раббанута и попросил освободить его от занимаемой должности. О причине этого решения он не сказал никому почти до самой своей смерти, кроме одного из глав нашего поколения, который, спустя годы поведал эту историю раву Зингеру.

Оказалось, что в одну из ночей р. Йеуда проснулся в страхе от приснившегося ему сна. Во сне пришел к нему рабби Шимон бар Йохай! В руках у него была папка с документами о женитьбе, которую рав Сегаль оформил в этот день для одной пары посетителей. Строгим голосом сообщил великий праведник раву Йеуде, что тот своим решением нарушил закон Торы, разрешив в жены коэну разведенную женщину-еврейку!

Дождавшись утра следующего дня, рав Сегаль сразу же приступил к расследованию документов о женитьбе. Делал он это в великом страхе под впечатлением ночного сна. Оказалось, что претензии рабби Шимона бар Йохая оказались не напрасными. Проверка показала, что женщина, собиравшаяся замуж за коэна, была разведенная.

Разумеется, что рав Йеуда Сегаль, таким чудесным образом удостоившийся помощи Небес, тут же сообщил посетителям, что аннулирует свое разрешение на их просьбу  о создании семьи, и хупы не будет!

Поразмыслив о соей ошибке, праведник пришел к выводу, что ему не стоит продолжать занимать должность руководителя отдела Несуин, и попросил у начальства письмо об увольнении.

Из поступка рава Йеуды можно выучить, насколько праведники требовательны к себе. Ведь первое его решение, разрешавшее хупу этой паре было не на поверхностном, халатном исследовании документов, а на основании стандартной проверки, которой подвергаются все посетители, и рав выполнил её на все сто процентов согласно требованиям закона. И, несмотря на то, что формальной его вины в этом не было, и его «ошибку» обнаружили только с помощью Небес (Всевышний не дал праведнику согрешить!), он, все-таки, посчитал себя виновным и решил больше не продолжать возглавлять отдел Несуин

 


Оставить Комментарий