Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

16
Янв

Живая Тора. Учеба с равом Ицхаком Зильбером: Ваехи 5780

р. Йосеф Скляр. Воспоминания об Учителе.

Праотец Яаков благословляет сыновей перед смертью. И если с Йосефом, Йеудой, Звулоном, Исахаром и другими все понятно: «завидные» благословения им и их потомкам — до Машиаха! Но как тогда понять слова упрека, сказанные Реувену, Шимону, Леви? Где здесь благословения? Но мудрецы говорят, что были благословлены все сыновья!

Попробуем в этом разобраться. Воспользуемся для этого пояснениями Маараля из Праги, которые касаются понятия «благословение».  Учит мудрец, что значение слова ברכה (браха) — благословение — десятикратное приумножение. И намек на это — в буквах корня слова — ב-2  ,ר-200 ,כ- 20 : ב ר כ. Как видим, здесь постоянное приумножение всех благ. Оно увеличивается на каждом этапе. И когда мы благословляем другого, то комбинациями слов Святого языка создаем предпосылки для снисхождения Б-жественного изобилия.

Разумеется, что праотцу Яакову все это было открыто на самом высоком уровне. Плюс, его благословения сыновьям — под водительством духа святости. И самое главное, с учетом особенностей характера, возможностей, предназначения каждого из двенадцати основателей колен. Отсюда, потомкам каждого сына была определена духовная деятельность в материальном мире —  до Машиаха! И Тора свидетельствует, что этого удостоились все сыновья праотца Яакова: «Всех колен Исроэля двенадцать; и это, что изрек им их отец и как благословил он их, каждого его благословением благословил он их» (Берешит, 49:28).  Чтобы внести ясность воспользуемся комментарием Раши:

«Но ведь среди них есть такие, которых не благословил, а подверг порицанию, а именно:  Реувен, Шимон, Леви. Но поэтому и сказано: «и благословил он их», имея в виду всех… То есть, что он всех включил во все благословения.»

Добавляет рав Иерухам из  ешивы «Мир»: Порицая Реувена, Шимона, Леви, Яаков-авину поднимает их на более высокую духовную ступень. То есть, говорит им правду о недостатках, ориентируя их на тшуву.  Ведь, если человек знает над чем ему работать — это и есть браха. И более того, Реувен «согрешил», что вмешался в личную жизнь отца. И отец ему за это выговаривает. Но если посмотреть с другой стороны — и восхваляет: у Леи, кроме Реувена-первенца, еще пять сыновей. Кто-нибудь, кроме Реувена, также «вступается» за мать? Ни один из них!

То же находим в поступке Шимона и Леви: у Дины, кроме них, еще четыре брата. И никто из них не вступается за честь сестры. А Шимона и Леви Тора называет «братьями» и кроме всего прочего, здесь имеется в виду, что только они двое повели себя «как братья» Дины. И на это намекает благословения Яакова этим сыновьям. Наш праотец обладал удивительным качеством судить других с оправданием, находя в них скрытое добро, прекрасные черты, спрятанные даже в самых «неприглядных» поступках.

И, может быть, от самого праотца Яакова унаследовал это качество наш незабвенный рав Ицхак (זצל). Вот пример его умения видеть в людях скрытый  потенциал для благородных поступков. Вспоминает рав Моше Лебель:

«На второй день праздника «Песах» приехал на электричке к нам в ешиву (московску «Торат-хаим» — И.С.)  парень. Стал спрашивать:

-Я слышал, что здесь находится большой раввин, я хочу с ним поговорить.

Его отвели в комнату к раву Зильберу. И он застрял там как-то надолго… А семья Рава просила меня охранять его от разных людей, чтобы он не уставал. Ему после болезни нужен был отдых.

Вижу, что парень находится в комнате с равом Зильбером час, полтора, два, — я постучался, и рав Ицхак ответил мне через дверь:

-Прошу мне не мешать. Это очень важно.

Прошло еще много времени, он позвал меня к себе и говорит:

-Послушайте, реб Мойше, сегодня второй день Песаха. У этого молодого человека есть невеста, — надо срочно-срочно ставить хупу.

Я ему ответил на идиш ( мы всегда говорили на идиш, когда хотели, чтобы нас не поняли):

-Рав Ицхак, приехал какой-то парень с улицы, в праздник, на электричке, он ничего не соблюдает, а Вы хотите делать ему хупу? Зачем нам это горе — делать свадьбу парню, который не имеет к нам никакого отношения! Вы через неделю уедете, а нам останется эта проблема?

И я добавил, что вообще это невозможно, так как после Песаха начинаются траурные дни, и, по еврейскому обычаю, не делают свадьбы…

Он меня перебил и сказал:

-Надо поставить хупу как можно быстрее!

Я пытаюсь как-то сгладить эту спешку, а он настаивает:

— -Ну так в Лаг ба-омер поставь ему хупу! — и добавляет

-Я увидел что у этого парня очень сильное влечение к изучению иудаизма, а у его девушки — «так себе», она лишь чуть-чуть заинтересована в этом. Может случится, что она его бросит.

Я возражаю:

-Пусть так и случится.

А он в ответ:

-Смотри, я узнал этого человека. Я все точно вижу. Они должны пожениться, и они будут религиозными. Не пытайся сейчас улизнуть! После праздника я возвращусь в Израиль, пообещай мне, что поставишь им хупу!

И действительно, мы сделали им свадьбу, и они сейчас очень религиозная семья, — не буду называть имена.

Он за один разговор узнал, раскусил, полностью понял человека. Он увидел в парне, который еще ничего не соблюдал, большой потенциал еврея, который готов был принять на себя всю Тору!

У нас в ешиве такой вещи не было, чтобы человек обещал, что он будет кем-то. Нет, ты соблюдай, а потом мы тебе будем по еврейскому закону делать свадьбу…

В тот момент, когда рав Ицхак понял, что это правда, — у него не осталось никаких сомнений в посетителе. Поэтому, и заставил всех поступить так, как счел нужным! И сразу начал действовать без проволочек.                            (Из книги р. Авраама Коэна «Рав Ицхак«)

 

 


Оставить Комментарий