Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

18
Янв

Рав Ицхак Зильберштейн «Алейну лешабеах»: Шмот 5780

Р.Йосеф Скляр

Рождение Моше-рабейну следует из простого ( на первый взгляд) сообщения из жизни еврейской супружеской пары, которое прозвучало в недельной главе Торы  «Шмот«: » И пошел муж из дома Леви и взял дочь Леви» (Шмот, 2:1).

Отсюда учим, что мужчина был родственником, как объясняют комментаторы, — внуком Леви — сыном его сына Кеата, а женщина — дочерью Леви, которая родилась у него, «меж стен», когда сыны Исроэля входили в Мицраим» (Раши: Берешит, 46:15).

И хотя Тора не называет супругов по именам, мудрецы отмечают, что даже по пшату (простому, прямому пониманию) можно увидеть их величие: из слова «איש»- иш — муж — Амрам был главой поколения, цадик гамур (совершенный праведник) (Мидраш Шмот раба); а женщина названа »  את בת לוי» эт бат Леви — дочь Леви — конкретная дочь Леви, предназначенная для этого брака, а не какая-то одна из дочерей Леви (рав Гирш).

Учит Раши, что Амрам, возвратился к своей жене, после того, как расстался с ней из-за указа Паро бросать в Нил новорожденных еврейских мальчиков. Тора называет её дочерью Леви, чтобы указать на вновь обретенную ею молодость (ей было 130 лет, когда она родила Моше).

Написано: «וילך»- ( и пошел). И этот глагол обозначает решимость, которая была необходима в те дни для такого шага (рав Гирш), а Талмуд, трактат Сота, 12а, говорит » что он пошел за советом дочери, которая сказала: » Ты принял более суровое решение (расставшись с женой), чем Паро. Его закон касается только мальчиков, ты же препятствуешь рождению и мальчиков, и девочек, и их души вообще не могут войти в мир. Кроме того, указ Паро-злодея будет отменен, а твой указ праведника останется  навечно!» ( Мираш Шмот раба).

Рав Ицхак Зильберштейн

Рав Ицхак Зильберштейн

Комментарий на стих «И пошел муж из дома Леви и взял дочь Леви» в книге рава Ицхака Зильберштейна » Алейну лешабеах«:

«Амрам, отец Моше-рабейну, глава поколения, разводится со своей женой (сделав вывод из указа Паро топить новорожденных мальчиков) и возвращает её по совету своей пятилетней дочери. Дважды сыновья Исроэля следуют примеру своего духовного вождя! Всматриваясь в это действие, попытаемся понять что стоит за их решением. Ведь они пророки, дети пророков, однако, когда развели своих жен, следуя всего лишь примеру Амрама, поступили не совсем логично… Хотя, нам очень  трудно осознать величие отца Моше-рабейну, перед авторитетом  которого преклонились все мужчины того поколения.

На помощь приходит Магид из Дубно и рассказывает притчу с помощью которой, возможно станет понятно почему  они так поступили…

Один рав вышел на прогулку со своими многочисленными учениками. Перед тем, как они отправились в путь, учитель укрепил их словами наставления о том, что не нужно бояться лающих собак. Он сослался на стих из Торы, что когда евреи выходили из Мицраима, ни одна собака на них не залаяла. Поэтому, завидя лающую собаку, нужно произнести этот стих, и таким образом защититься от укуса!

Во время прогулки вдруг откуда-то прибежала свирепая псина, и громко лая, бросилась на рава. Учитель, не долго думая, задал такого стрекача, что «только его и видели» и собака … и ученики.

Когда через некоторое время они вновь встретились, то первым вопросом у ребят к раву был » почему он не сказал стих из Торы, чтобы остановить собаку?!»

Ответил им сконфуженно учитель, что собака появилась так неожиданно, и так свирепо лаяла, что  у него растаяла уверенность в себе, и рот не смог выдавить даже слово из спасительного стиха Торы!

Намек этой притчи касается и нас с вами. Трудности затянувшегося галута, которые проявляются чуть ли ни в каждом мгновении повседневности, запутывают человека настолько, что, кажется, нет у него выхода из сложившихся обстоятельств, а также возможности сделать трезвый правильный выбор. И это состояние угнетающей подавленности настолько заполняет человека, что он забывает о том, что Тора учит уповать на Всевышнего и надеяться на Его помощь при любых испытаниях и трудностях!

А как же, все-таки, устоять на прямом и мудром пути веры?

Ответ одинукрепляться в уповании на Создателя именно в житейских «мелочах«.

Этому учит рабби Симха-Зисл из Звиля своим комментарием на известное высказывание: » Мудрец — кто увидит то, что произойдет,  в зародыше». В разрез принятому мнению, что здесь говорится об умении предвидеть будущее, рабби из Звиля утверждает,что должное произойти можно узреть из прошлого.

Каким же образом прошлое намекает на будущее?

Чтобы это понять нужно «всего-навсего» всмотреться в тысячелетнюю историю мира и понять, каким образом он управляется. И тогда станет очевиден надзор Всевышнего за каждым нашим шагом. Мудрость именно в том, чтобы довериться и подчиниться этому надзору, действуя исключительно согласно осознанию Воли Небес. И такой человек назовется мудрым!»


Оставить Комментарий