Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

23
Янв

Живая Тора. Учеба с равом Ицхаком Зильбером: Ваэра 5780

р. Йосеф Скляр. Воспоминания об Учителе.

(Продолжение темы «акарат тов» (благодарность  за добро), затронутой в предыдущей главе «Шмот«)

 Милосердный даже к злодеям, Всевышний не сразу обрушивает казни на Мицраим. Моше-рабейну, выполняя Волю Небес, терпеливо убеждает Паро, что упрямство чревато последствиями. Но, как видим, царь Мицраима игнорирует все предупреждения и остается глух к словам «надоедливого» Моше.

И тогда… наступает пора, когда отныне все предсказанное начнет сбываться! И это и мицрим, и (главное) евреи видят уже с первой казни, как написано в Торе:

«Пойди к Паро утром; вот, как выходит он к воде, ты стань против него на берегу реки и посох, который превращался в змея, возьми в руку твою, И скажешь ему: Господь, Б-г Иврим, послал меня к тебе сказать: «отпусти народ мой, чтоб он послужил мне в пустыне«; но вот, ты не послушался доселе. Так сказал Господь: из этого узнаешь, что Я Господь: вот я (Моше — Й. С.) ударю посохом, который в руке моей, по воде, что в реке, и она превратится в кровь; И рыба, которая в реке умрет; и вода в реке станет зловонной, И египтянам невозможно будет пить воду из реки» (Шмот, 7:15-19).

Последнее предупреждение Паро устами Моше-рабейну…  после которого ему (обратим на это внимание) предписано начать (наконец-то) действовать! То, о чем сообщает Тора в следующем стихе приводит нас в недоумение: «Б-г сказал Моше: Скажи Аарону: Возьми свой посох и потяни свою руку над водами Мицраима … чтобы они обратились в кровь, так что кровь будет повсюду…» (7:19).  Велено сделать Моше (об этом ранее сказано Паро) … а исполняет Аарон!

Объясняет Раши: «За то, что река оберегала Моше , когда он был брошен в ее (воды), она от его руки не приняла казни ни кровью, ни лягушками, но приняла от руки Аарона».

Мидраш «Шмот раба«, на который ссылается Раши, высвечивает позицию Моше-рабейну, и в этом — урок для грядущих поколений! Поясним, что имеется в виду:

Когда Паро не внял предупреждению, Учитель получает повеление: протяни руку с посохом и порази реку!

«Следует ли мне поразить Нил? Тот, кто когда-то пил из колодца, не должен туда бросать камни. Когда ребенком меня опустили в Нил, — воды реки не утопили корзину вместе со мной. Могу ли я сейчас поразить эти самые воды?» — спросил Моше у Всевышнего.

Учитель с честью вышел из этого испытания, и потому  исполнителем первой казни становится его старший брат.

И здесь следует извлечь урок по акарат а-тов (проявлению благодарности) за содеянное нам добро. Моше-рабейну, в свою очередь, мог научиться этому качеству у Йосефа-праведника, который отплатил добром Паро за пять благодеяний, совершенных царем Мицраима для своего нового наместника страны: 1. Выделил ему царские одежды. 2. Подарил золотое ожерелье. 3. Выделил наместнику царскую колесницу. 4. Впереди Йосефа всегда выступали гонцы, которые приказывали всем падать перед ним на колени. 5. Паро назначил его наместником над всем Мицраимом.

В благодарность за все это, Йосеф приобрел для Паро землю Мицраима, жителей страны и их богатство, а также пяту часть урожая с земли, которая сдавалась в аренду её бывшим хозяевам. Также, он ответил добром на добро жрецам Мицраима. Они были освобождены от работы на Паро, и от обязанности отдавать пятую часть урожая.  Их земельные владения остались в сохранности, и Паро выдавал им пропитание из царской казны. И все это —  в благодарность, что жрецы спасли его жизнь, когда жена Потифара попыталось оболгать праведного юношу. Если бы не их суд, Потифар бы вынес решение казнить Йосефа.

Из поступка Моше-рабейну можно извлечь еще один очень важный урок: Если нам следует быть благодарным каждому, кто сделал нам добро, то насколько же больше должна быть наша благодарность Всевышнему, Который является источником всех благ, получаемых человеком!

Рав Ицхак Зильбер

Наш незабвенный рав Ицхак Зильбер (זצל) достиг в этом качестве уникального совершенства, достойного подражанию! Судите сами о справедливости этих слов.

В книге «Чтобы ты остался евреем» рав Ицхак добрым словом вспомнил семью Владимира и Лизы Кругляк:

«Мы сблизились (в Ташкенте — Й. С.) с семьей Владимира и Лизы Кругляк. Это были добрые симпатичные люди. Несмотря на важную должность, Володя, рискуя, прятал у себя всех, кому надо было скрываться от властей. Мне он сказал: «Вы с семей будете у нас, сколько понадобиться…  Володя Кругляк устроил меня без документов на официальную работу в автотранспортную контору сторожем-учетчиком.»

Вспоминала Лиза Кругляк: «… Когда Зильберы приехали в Ташкент, — они стали нам как родные…»

Рав Ицхак Зильбер навсегда сохранил в своем сердце чувство безграничной искренней благодарности этой замечательной еврейской семье.

Вспоминает Софья Кругляк, дочь Владимира и Лизы:

«Рав Ицхак Зильбер был очень благодарным человеком, у него  была акарат а-тов, какую мало где можно встретить. Он был в большой дружбе с моими родителями. Находясь в шаббат В Санэдрии (район Иерушалаима — И. С.), он ни разу не пропустил случая, чтобы зайти к моему отцу вечером в йом а-шиши  и пожелать ему «гут шабес» и сказать диврей Тора. А когда папы не стало, он передавал диврей Тора для мамы и проверял, рассказали ли ей.

Рав Ицхак помнил все наши дни рождения и всегда нас поздравлял. Очень мало встретишь людей, которые были бы столь благодарны, как он. Просто что-то сверхъестественное… И он, и тетя Гита тоже…»

Добавим еще оно свидетельство этого замечательного качества, которым обладал Учитель:

Злосчастное учительское собрание в школе, где учителем математики работал рав Ицхак постановило: Зильбера с работы уволить и лишить родительских прав, отобрав детей! (Такое же постановление вынесло собрание педагогического коллектива, где работала его жена Гита). Увольнение вступило в действие. А с детьми, слава Б-гу, что-то не сработало!

Рав Ицхак вспоминал:

«О потере работы мы с женой и не думали — в ужас приводило страшное решение забрать детей. Что делать, чтобы не забрали?

Гита пошла в райком, в отдел агитации и пропаганды, и обратилась к человеку, чей голос был решающим:

—    Хотите, я приведу к вам детей, и вы увидите, что не такие уж они несчастные?

Он был неглупый человек и сказал:

—    Я все понимаю, мне не надо с ними знакомиться. У нас два условия. Если хоть одно из них не будет выполнено, решение забрать детей войдет в силу. Первое — чтобы дети не появлялись в синагоге, второе — чтобы перешли в обычную школу. Но запомните: если их увидят в молельном доме — пеняйте на себя! Пока оставляю.

Большое дело сделал этот человек. Дети были в его руках, а он их не забрал. Спас жизнь! Фамилия его — Зернов.»(Из книги «Чтобы ты остался евреем»).

Как видим, Учитель  сохранил в памяти фамилию этого «случайного»  в жизни человека, и с благодарностью вспоминает о нем спустя много-много лет…

Еще  свидетельства, когда Рав делал добро совершено незнакомым людям (из книги р. Авраама Коэна «Рав Ицхак»):

Рассказывает р. Йеуда Гордон

БОЛЬНО

Как-то он послал меня в Афулу. Женщина выходила замуж без гета, должна была быть хупа, а гета не было. Рав Ицхак нашел ее мужа в Афуле, дал мне денег на такси, и я поехал, взяв с собой свидетелей. Встретился с ним на автобусной станции Афулы, а этот бывший муж запросил пять тысяч за гет! Тогда это были большие деньги.

Я позвонил раву Ицхаку. Он сказал:

— Так дай!

— Как? Чем? У меня минус в банке.

— Дай ему чек. Я тебе отдам. Приедешь обратно, я тебе отдам.

Как он мне отдал? Откуда рав Ицхак взял деньги? Он взял себе в ешиве, где он преподавал, три или четыре месячных зарплаты вперед.

А денег у него самого никогда не было.

За каждого еврея ему было больно. Он относился к другому, кого он совершенно не знал, лучше, чем родители — отец и мать — относятся к своим детям.

Все отдавал, всего себя отдавал, а уж про деньги нечего говорить.

Рассказывает Хаим Шаул

ЕВРЕЙ

Надо было оперировать одного горского еврея, у которого был инфаркт. Ему срочно требовалась операция, и на нее нужна была большая сумма денег. Кто-то его отправил сюда, в Израиль, на лечение, — и им занимался рав Фишер, чтобы были самые лучшие хирурги. В итоге: надо делать операцию на сердце частным образом и много платить, а медицинской страховки у него не было…

Шла молитва у Рава дома. Он молился Шмона Эсре. Вдруг звонят из больницы. Звонка ждали. Что делать? Тот, кто не молился, поднял трубку. Требуют рава Зильбера к телефону:

— Это очень-очень срочно! Пикуах нефеш!

Рав прерывает молитву, берет трубку и говорит:

— Делайте моментально, я за все отвечаю!

И продолжает молиться. После молитвы его спросили:

— А как же деньги?

— Какие деньги? Пока будешь думать про деньги, тот может умереть. Первым делом надо человека спасать!

Потом он ежемесячно платил — года два или даже больше. Многие цдаку приносили на это. Я даже точно не знаю, сколько денег там было собрано, но сумма была огромная.

Рав не был миллионером, — он был Евреем. И у него был большой битахон, у него был такой дух, смелость: человек должен мир перевернуть, а уж спасать человека — в первую очередь.

Люди о своих близких начинают задумываться, когда речь идет о больших деньгах, а он этого человека видел, может быть, всего один раз. Если бы все люди для своих детей делали столько, как он для посторонних…


Оставить Комментарий