Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

30
Янв

Рав Ицхак Зильберштейн «Алейну лешабеах»: Бо 5780

Р.Йосеф Скляр

Война с мицрим, и их царем, сердце которого безнадежно окаменело, в главе «Бо» достигает кульминации…  Представим себе Мицраим накануне последней, десятой, казни. Паро предупрежден о ней, в курсе придворные и весь народ, в том числе первенцы, которым Свыше предопределено принять на себя весь удар. Мидраш говорит о их справедливом возмущении и несогласии погибнуть «за идею». Поначалу они пытаются разжалобить Паро, вельмож, и, наконец, своих отцов, — но безрезультатно: им предлагают умереть — лишь бы евреи не оставили Мицраим! Тогда первенцы хватаются за оружие — убивают всех, кто попадается под руку… и гибнут сами в неравной борьбе с армией Паро.  По большому счету казнь «поражением первенцев» начинается еще до того, как стрелки часов указали на полночь…

А когда полночь наступила, сбываются слова Моше-рабейну: Всемогущий сошел на Мицраим в сопровождении Ангелов Уничтожения. Сам Ашем убивал первенцев, а ангелы поражали первенцев, находящихся в чреве матерей.

Для нас важно представить, что в это время происходило в земле Гошен. Последняя казнь Мицраимастала первой, о которой евреи, как и их мучители, тоже были предупреждены. И на это предупреждения видятся два аспекта: 1. Предыдущая, девятая, казнь унесшая жизни миллионов евреев, которые не пожелали оставить Мицраим,  разрушила устоявшееся представление народа о безнаказанности потомков праотцов в отличие от их поработителей; 2. Перед Исходом появилась необходимость повысить авторитет Моше-рабейну, как вождя, укрепить евреев в вере в слово пророка, а также научить их, как защитить еврейские дома от Ангелов Уничтожения во время десятой казни. От евреев потребовались вера, внимание, послушание, исполнительность после того, когда они найдут в себе силы принести в Пасхальную жертву овцу — одного из важных идолов мицрим, а её кровь возложат на косяки и притолоку!   Тогда им было обещано спасение, как написано в Торе: «…А Я пройду в эту же ночь по земле Египетской  и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими совершу расправу. Я Г-сподь. И будет так кровь для вас знаком на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пойду мимо вас, и не будет среди вас язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Шмот, 12: 12-13).

Таким «знаком» на тысячелетия стала для нас мезуза, которую Закон предписывает прикрепить ко всем входам в еврейских домах.

О важности этой заповеди — в рассказе рава Ицхака Зильберштейна из книги «Алейну лешабеах«:

Рав Ицхак Зильберштейн

«Рассказал нам один талмид хаам из Бней-Брака: «В синагогу «Теилат ешарим«, что в городском районе «ה»  пригласили с лекцией для женщин известного своим умением возвращать к соблюдению заповедей раввина. Когда он завершил лекцию, то обратился с просьбой к слушательницам подписать бланк ежемесячного пожертвования для поддержки деятельности  общества, которое помогает людям во всем Исроэле. Каждая женщина, согласившаяся подписать орат кеву (ежемесячное пожертвование с банковского счета)получала в подарок (домик) футляр для мезузы из серебра, красивой и редкостной ручной работы.

Моя жена была на лекции, и поначалу захотела присоединиться к тем женщинам, которые уже ответили положительно на просьбу лектора. Но так как, мы уже незадолго до этого подписали орат кевы  другим организациям, то она позвонила мне посоветоваться и спросить разрешение подписать и сейчас. Жена сказала, что хочет попросить своих двоюродных сестер присоединиться к мероприятию и взять на себя обязательства выплачивать орат кеву, которую она собиралась подписать. Её сестры были ещё далеки от соблюдений заповедей, и мы не знали, согласятся ли они на это, но, все-таки, решили подписать, чтобы дать им возможность поучаствовать в мицве вместе с нами. Когда жена сказала раву о своем желании, он благословил её и пожелал преуспеть в приближении к исполнению заповедей, не только двоюродных сестер, но и всех других родственников. Все женщины громко ответили на его благословение: «Амейн!» У нас было чувство какой-то возвышенной радости.

Утром, когда жена по телефону связалась с сестрами, они все согласились на её предложение финансировать нашу орат кеву. Появился вопрос: кому отдать полученный в подарок на вечере домик для мезузы?  После обсуждения пришли к единому решению повесить его на входной двери квартиры бабушки (моей жены и её двоюродных сестер). Так как она — мать их всей большой семьи и её посещают часто  дяди и тети сестер, бабушкины дети. Мы с женой пошли поменять старый  домик её мезузы на новый. Когда его сняли, он оказался … пустой, мезузы не было! Понятно, что мы захотели проверить и остальные мезузы бабушкиной квартиры. Почти все домики оказались без мезуз, а те, что находились в них, были не кошерными! Пришлось купить новые для всей квартиры, что мы и сделали в кратчайшее время.

Мы с женой увидели в этом ашгаху пратит, когда в заслугу орат кевы удостоились узнать об отсутствии и негодности мезуз бабушкиной квартиры, а также укрепить в вере всех близких родственников жены…»


Оставить Комментарий