Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

24
Мар

Живая Тора. Учеба с равом Ицхаком Зильбером: Веякель — Пкудей 5780

р. Йосеф Скляр. Воспоминания об Учителе.

» И собрал Моше всю общину сынов Исроэля…» (Шмот, 35:1). Мудрецы объяснили две причины этого важного собрания всей общины:

1. 10 Тишрея, в Йом Кипур — День Искупления, Б-г полностью простил евреев и приказал Моше вытесать другие каменные Скрижали с написанными на них Десятью речениями. Эти, Вторые Скрижали, Моше передал евреям, спустившись с горы Синай.

На следующий день, 11 Тишрея, для всех, собранных перед Моше-рабейну, прозвучало из его уст: «Работать можно в течение шести дней недели. В седьмой день вы должны воздерживаться от всякой работы». Это важное повеление  решило вопрос о приоритете  шаббата перед строительством Мишкана (Переносного Храма). Ответ прозвучал весомо, убедительно и исключал все другие вопросы, размышления, точки зрения: Мишкан не «отодвигает» шаббат, а наоборот!

2. Моше также передал повеление Вс-вышнего о строительстве Мишкана, на котором пребудет Шехина (Б-жественное присутствие). И это собрание Общины Исроэля, созванное во Имя Небес, искупило предыдущее нечестивое сборище, в результате которого был сотворен золотой телец.

А повеление о строительстве Мишкана — свидетельствовало о прощении еврейского народа.

Мудрецы задают вопрос: «Но прощено им было в Йом-Кипур в результате великой молитвы Моше-рабейну, которая не только спасла евреев от уничтожения, но и пробудила Б-жественное Милосердие, восстановившее прежние отношения между Б-гом и избранным народом?», — и отвечают: «Это повеление «говорило» к народам мира!»

Мидраш рассказывает, что после происшествия с золотым тельцом Моше все время просил Б-га простить сынов Израиля. Наконец, он добился прощения, но не был удовлетворен и поэтому спросил: «Как узнают народы мира, что Ты действительно простил еврейский народ?»

«Пусть Община Израиля построит Мишкан, — ответил Всевышний, — и принесет жертвы, которые Я приму. Это будет публичным свидетельством Моей любви к Моему народу!»

Весть о спасении была принята народом с неописуемой радостью, сотворившей чувство огромной благодарности, которая, в свою очередь, трансформировалась в бескорыстное желание давать, делиться, жертвовать. Мишкан и стал объектом, где их желание так выразительно проявилось! Именно этими активными пожертвованиями на строительство Переносного Храма евреи засвидетельствовали свою природную щедрость! А  законодатели-мудрецы отметили три качества, которые будут характеризовать потомков Авраама-авину: 1. Они сострадательны. 2. Скромны. 3. Творят хесед (добрые дела).

Эти качества еврейского характера ярко проявились в жизни рава Ицхака Зильбера (זצל).

В доказательство будут приведены рассказы о его поступках, а вам останется определить о каком из трех качеств они повествуют:

Расказывает Моше Элашвили

НУ! НУ!

После урока мы с Шаулем провожали Рава. Перед его до­мом я попрощался, а Шауль хотел идти провожать его еще дальше, — у него был какой-то вопрос.

Я тихонько попросил:

— У меня машина не заводится, пока вы не ушли, помоги толкнуть.

Когда Рав увидел, что мы толкаем машину, подбежал, на­валился плечом и тоже стал ее толкать. Даже стукнул по багажнику и прикрикнул:

— Ну! Ну! Заводись!

Он был раввин, и ему было уже лет за восемьдесят точно, но вел он себя очень просто, — и всегда старался помочь.

Рассказывает Ишайя Финкель

КОРЗИНКА

У каждого бывают в жизни разные ситуации. Однажды было очень плохо. Не могу все рассказывать… Нам страшно нужны были деньги, чтобы купить квартиру, и мы уже дали объявление о сдаче нашей квартиры. Мы с женой очень стеснялись и никому об этом не говорили.

Вдруг приходит ко мне домой рав Ицхак и сам предлагает свою помощь: «Вам нужны деньги? У меня есть квартирант!»

Не знаю, откуда он узнал, как он догадался, что это наше объявление?

На следующее утро я был в синагоге, он пришел туда с какой-то корзинкой и ждал, когда я закончу молиться… Подходит и говорит:

— Я пойду с вами…

Приходим к нам домой, он протягивает мне эту кошелку, открываю, — а она полна денег!

Рав Ицхак!?

— Только моей жене не рассказывайте…

Как он узнал? И столько денег! Он любил делать людям добро и помогать. Обрадовать, принести человеку радостные новости. Специально ловил такие моменты, чтобы поддержать.

Рассказывает Йеуда Мендельсон

45 МИНУТ

Я был в трауре, сидел шива по моей покойной сестре — ее сбила машина.

Люди приходили, люди уходили…

Вдруг говорят, что приехал рав Бенцион Зильбер. Ну, я ведь в трауре, — должен сидеть, жду, не встаю.

Проходит двадцать минут, тридцать минут… Посылаю своего старшего сына:

— Иди посмотри, в чем дело?

Он ушел. Прошло еще несколько минут. Возвращается:

— Папа, там такое…

Открывается дверь, и заходят рав Ицхак с сыном. Ему врачи разрешили подниматься только на семь ступенек. А я живу на четвертом этаже. Так он поднимался по семь ступенек и отдыхал, — сорок пять минут поднимался!

Я расплакался:

— Квод а-Рав, я же знаю, что вам нельзя… Квод а-Рав! Как вы…

— А я мог не придти?

Рассказывает Яков Уманский

ХАЛЫ

Я снимаю квартиру у одного человека, и оказалось, что он тоже знал рава Зильбера. Он мне рассказывал: Ты знаешь, какой человек рав Зильбер? Лет тридцать назад, когда еще не было пластмассовой тары, когда привозили рано утром хлеб в магазин, его прямо так выкладывали на тротуар. И даже халы перед субботой складывали в груду на тротуар перед входом в магазин. Это сейчас есть специальные пластмассовые ящики быстро, легко, удобно, а тогда водитель торопился выложит второпях, как попало, и уедет. Естественно, нижние халы были грязные или поломанные. Утром, после молитвы, он шел мимо магазина и специально выбирал себе нижние халы. Во-первых, потому что те, кто покупали последними, им доставались такие разломанные халы и у них было испорчено настроение в субботу, а во-вторых, случалось, что эти нижние халы никто не покупал и тогда их выбрасывали… Ты понимаешь?

Рассказывает Мира Вайсбин

ДЕСЯТЬ ЛЕТ

Лет десять, не меньше, он ездил в Неве-Яаков давать урок для женщин. На уроке было три немолодые женщины, а потом осталось две.
Мне рассказывала одна из них: Я не понимаю, откуда у него время для нас двух тетушек. Мы этими уроками живем, только ими и держимся. Но он-то так занят… Каждый человек важен, бесценен, без расчетов кто перспективен, кто нет. Мы как думаем? Вот молодой парень, интеллектуал стоит в него вкладывать, а на пожилую женщину жалко тратить время… Мы живем в прагматичном мире. Люди решают про других этот более важен, этот менее. У рава Ицхака этого не было. Каждый человек бесценен. Это вызывает у меня восхищение и уважение.

Рассказывает Йеуда Аврех

ЖИЗНЬ

Рав Зильбер жил исполнением мицвот, и добрые дела давали ему силы. В этом была его жизнь. И наоборот, когда он не мог делать добрые дела, у него не получалось, — это было для него прямо как пикуах нефеш, — опасно для здоровья. Однажды он давал урок в ешиве «Двар Йерушалаим» и приехал на него изрядно усталый после войны в раббануте. В два часа кончился урок, после него были вопросы, и в три часа он приехал домой отдохнуть. Он страшно устал и сразу сказал мне, что идет спать. В шесть у него был урок в «Швут Ами». Он боялся, что не будет сил дать урок, он будет себя плохо чувствовать, — и сказал мне, чтобы его никто не беспокоил.

Я попросил его хотя бы перекусить, но он отказался: — Йеуда, у меня нет сил кушать… Он лег отдыхать. Я немного расслабился, собрался пойти в магазин что-нибудь ему купить перекусить, и в эту минуту, когда Рав пошел отдыхать, в дверь сильно-сильно постучали! Рав встал. Человек вошел в дом и сказал, что в Гило одна одинокая женщина сидит шива и ее почти никто не навещает (по еврейскому обычаю в первые семь дней после смерти близкого принято не оставлять родственников одних, чтобы у них постоянно были посетители). А к ней почти никто не заходит… Я пытался что-то сказать, но меня уже никто не слушал, — Рав собрался за секунду, выскочил из дома, взял такси и помчался в Гило. Мне он сказал, что я должен остаться дома и отвечать на телефонные звонки. Я остался очень расстроенный, что не смог выполнить свою задачу охраны, и волновался, что Рав уехал на другой конец города, не отдохнув, не поев… Он вернулся в полшестого и весь сиял, как будто хорошо отдохнул. Cказал: — Это была большая мицва… Там была очень достойная женщина, и очень хорошо, что я поехал. Другой раз перед праздником Рош а-Шана — Новым годом — нужно было сделать хупу его ученику, который сидел в тюрьме в другом городе. Рав Ицхак поехал в тюрьму, но другой раввин, тюремный, не был таким неформалом, как рав Зильбер, и сказал, что не хватает каких-то бумажек и, пока их не будет, не будет и хупыРав Зильбер его очень уговаривал, но обычные трюки не помогли, он ничего не смог изменить. Приехал после этой поездки совершенно больной. Уехал здоровый — вернулся больной, и проболел несколько недель… (Из книги р. Авраама Коэна «Рав Ицхак»)

Мегилат Эстер в Ткоа

Когда заселили Ткоа (в семьдесят третьем – семьдесят четвертом году), я часто приезжал и был там раввином. В поселении жило много «русских». И обязательно каждый Пурим я читал им Мегилат (Свиток) Эстер. Один случай о поездке туда я расскажу.

Вечером в Пурим начался сильный снегопад. Я взял такси в шесть часов. Обычно езды в Ткоа из Иерусалима минут сорок-пятьдесят, но – снегопад. В Израиле это стихийное бедствие. Машина все время останавливалась, застревала… Таксист замучился и поехал назад.

Я взял другое такси и поехал еще раз. И снова мы заплутали, чуть не попали к арабам, не смогли добраться. И опять таксист увез меня назад. Было уже часов восемь.

Я решил не сдаваться и часов в девять поехал в третий раз. Та же история. Снега еще больше, и водитель еще больше запутался.

Я взял в четвертый раз такси и в двенадцать ночи добрался-таки до Ткоа. Успел собрать людей и прочитать Свиток Эстер.

Назавтра опять читаю Мегилу, и как раз на середине вижу: несколько человек собираются уйти. Я не мог прервать чтение и говорить, и – будете смеяться! – удерживал их руками. Я провел праздничную трапезу, мы станцевали, а под вечер я уехал домой.

Через пару лет встречает меня таксист – Коган его фамилия, – что не доехал в третий раз, и спрашивает: «Ну как, поедешь еще раз в снег?» А я сказал, что всё-таки попал в Ткоа. То-то он удивился!                                                                                                          ( из книги «Чтобы ты остался евреем»).


Оставить Комментарий