Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

14
Май

Рав Ицхак Зильберштейн «Алейну лешабеах»: Эмор 5780

Рав Йосеф Скляр

«И сказал Г-сподь Моше: Скажи священнослужителям, сынам Аарона, и скажи им: От мёртвого нечистым не станет в народах своих…» (Ваикра, 21:1). Раши, со ссылкой на трактат Йевамот, 114а, объясняет, что повтор скажи — с целью предостеречь взрослых относительно малолетних: т.е. они обязаны заботиться, чтобы дети не нарушили запрет.

И не только это. Для коэнов важно было построить отношения с детьми, таким образом, чтобы те с молоком матери усвоили понимание принадлежности к отряду потомков однажды избранного главного священнослужителя Аарона, брата Моше-рабейну.  Слава Б-гу, коэнская цепочка, первым звеном которой стал старший сын Амрама и Йохевед, растянулась и до наших дней. К счастью, даже коммунистам не удалось её уничтожить. Может быть и потому, что потомки коэнов, не соблюдающие  уже ничего из Торы, помнили об одном: им нельзя появляться на кладбище! Так поступал их отец, и этому учили в их семьях! На тему отсутствия знаний у коэнов советской эпохи вспомнил грустную шутку, услышанную от рава Л.:

«Один состоятельный еврей из «новых русских», обратился к раввину синагоги с просьбой помочь ему стать коэном.   Рав, улыбаясь, ответил, что это исключено. «Даже за десять тысяч долларов?» — «простодушно» спросил посетитель.

В течение нескольких минут сумма резко возросла, и на каждый её «подъем» рав молча вращал головой или пожимал плечами, давая понять, что — «Нет«! Но когда, богач сказал: «Сто тысяч долларов», — духовный наставник, вдруг без колебаний ответил: «Хорошо, неси деньги»!

Обрадованный бизнесмен пулей вылетел из синагоги, и через некоторое время возвратился, протянув раву пакет, в котором оказалось сто тысяч долларов. Раввин усадил его в кресло Элиягу а-нави, и из масленки, которой пользуются в Хануку, вылил ему на лоб несколько капель оливкового масла. Положив на голову посетителя свои ладони,  он торжественно трижды произнес: «Ты — коэн… ты — коэн… ты — коэн

Радости бизнесмена не было предела, глаза его светились, рот расплылся в улыбке, и казалось, он вот-вот бросится обнимать и целовать духовного наставника. Чтобы избежать объятий и поцелуев, раввин сказал: «Слушай, а почему ты хочешь быть коэном? И столько денег не пожалел?»

Ребе, ну как же мне не хотеть? Если и  отец мой, и дед были коэнами!» — ответил коэн …« 

Рав Ицхак Зильберштейн

Рав Ицхак Зильберштейн в книге «Алейну лешабеах», размышляя над этим комментарием Раши, пишет: Казалось бы, это повеление адресовано всему Исроэлю. Но в трактате «Йевамот» объяснено, что слово предостеречь (леазир) однокоренное со словом  излучающий (зоер). И в этом великое правило воспитания. Так как отец обязан излучать на детей понимание, что  благословение и радость в жизни — только от исполнения заповедей Торы.

Родители, которые воспитывают детей лишь словами, не достигнут своей цели. Но если дети своими глазами видят, что папе с мамой очень дороги заповеди Торы, тогда родители могут надеяться: к их словам прислушаются, и они увидят плоды такого воспитания! И ещё одно важное правило следует из взаимоотношений взрослых и детей: воспитание должно осуществляться в двух направлениях, а именно: убедить молодёжь насколько нам дороги заповеди, которые мы должны стараться исполнять самоотверженно и в радости, и что теряет человек, пренебрегая ими!

Рабби Моше Файнштей (זצל) в книге «Игрот Моше» касается этой темы и приводит, как пример, историю имевшую место в его дни. Две харедимные семьи, очень известные, жили в Америке в то время. И были у них огромные трудности в соблюдении шаббата по причине частых увольнений с работы. Но несмотря на это, удивительно и  отрадно было видеть, как дети одной из двух семей выросли в настоящих бней Тора и удостоились создать также харедимные  семьи. Зато во второй семье получилось отнюдь не так! На первый взгляд это трудно понять. Ведь главы семей прошли одинаковые испытания: они нашли работу с хорошим заработком, но с условием нарушения шаббата. Однако, оба наотрез отказались работать  в седьмой день недели, священный для евреев. И прошли это нелёгкое испытание, и оставили предприятия, работавшие в шаббат.

Здесь возникает вопрос: почему же так различны результаты воспитания детей в этих семьях? Ведь их главы с одинаковым самопожертвованием шли на соблюдение шаббата, кошрута — еврейского образа жизни!

Ответ: в маленьком, едва заметном различии в отношении к «скажи — скажи», то есть к обязанности взрослых быть осторожными в воспитании детей. Что имеется в виду?  Первый отец, чьи дети остались верными заповедям Торы, возвращаясь домой с письмом об увольнении с работы в руках, начинал танцевать вместе с сыновьями, благодаря Творца, что дал ему силы сохранить верность Шабату! Второй, также не изменив Торе, с подобным письмом об увольнении, заходил в свой дом с бледным лицом, печальными глазами, — всем своим видом давая понять своим родным, как тяжело быть евреем!»

Рав Ицхак Зильбер.

В связи с этими размышлениями рава Зильберштейна, мне вспомнились строки из книги учителя, рава Ицхака-Иосефа Зильбера (זצל) «Чтобы ты остался евреем».

Его дочь, раббанит Хава Куперман, вспоминает :  «Мы росли в уникальном ощущении, что быть религиозными евреями — радостно и привольно. Особенно весело было после авдалы, отделения праздничного дня от будней, на исходе субботы: папа затевал с нами игры, начинал танцевать со старшим братом, рассказывал нам сериалы из еврейской истории с продолжением.

Мне было легче, чем другим еврейским детям, устоять перед чужим влиянием. Дом давал ощущение, что родители знают всё, чему нас могут научить в школе…»

Нет ничего удивительного, что в семье Зильберов сын и дочери пошли по стопам родителей, и сегодня, продолжая их святое дело, они приближают к Торе и её заповедям сотни евреев, помогая им осознанно и радостно их исполнять…»


Оставить Комментарий