Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

21
Май

р. Йосеф Скляр: От моря Суф — до Машиаха (1-2 части)

Благословляем всех, кто будет читать книгу «От моря Суф — до Машиаха«: успехов вам и  радости. Дай Б-г, чтобы мы все удостоились мудрости Торы на Небесном Суде в Шавуот! Будьте здоровы! С наступающим праздником!

                                                                                                                  От моря Суф  — до Машиаха

                                      

Рав Йосеф Скляр

(Преемственность еврейского самопожертвования в истории семьи Элимелеха из Бейт-Лехема Иеудейского, в свете классических комментариев, с новыми исследованиями и дополнениями)

 

Сегодня, когда позади годы кропотливого труда, результат которого — завершенная рукопись книги «От моря Суф — до Машиаха» — актуально спросить себя: «Во имя чего такой серьёзный разговор на тему, поднятую и канонизированную нашими комментаторами ни одно столетие тому назад? Что можно было добавить к размышлениям больших мудрецов о семье Элимелеха из Бейт -Лехема Йеудейского и о тех, кто встретился им на жизненном пути, повлиял на них или попал под их влияние? И допустимо ли иначе оценить их выбор, их взлёты и … падения, жизнь … и смерть?

Сейчас, пожалуй, можно попытаться ответить самому себе, но, оглядываясь назад, сквозь ушедшие годы, отмечу, что всё началось с обычной любознательности, а завершилось осознанием роли героев «Свитка Рут» в создании царского рода Машиаха!

Однако, записанные размышления, по-прежнему, остаются тайной для большинства. Из этого вытекает ещё один вопрос: «Почему, спустя многие века, эта тайна сегодня должна открыться?!» Ведь только приход Машиаха правдиво и окончательно расставит всё по местам!

Ответ на второй вопрос приведёт нас к пониманию первого. Судите сами: ничего нового в этой «тайне» нет. То, что «спрятано» в «Свитке Рут», было известно мудрецам и праведникам во всех поколениях. Они просто не говорили об этом вслух! Потому что, было ещё не время об этом говорить! Ведь для них было очевидно, что Машиах по-прежнему в пути, растянувшемся на тысячелетия, и не было убедительных признаков его скорого прихода.

Но сегодня, когда даже «невооруженным глазом» можно увидеть приметы его появления, и это появление — на устах авторитетных мудрецов и праведников нашего поколения, есть потребность посмотреть на «Свиток Рут» по-другому, и открыто поделиться нетрадиционными размышлениями. И это —  с одной единственной целью: провозгласитьчто столь долгожданный Машиахкак никогда за всю еврейскую историю, близок к нам очень!

И если мой труд поможет этот факт осознать, буду очень рад! Успех и благословение всем, кто захочет сделать хотя бы шаг навстречу грядущей Геуле!

                                                                                                                                                   Автор.  

                                                                                                                         

«… Всевышний смотрел на Машиаха и его дела, ещё до сотворения мира, и скрыл Он изначальный свет для Своего поколения под троном Славы Своей. Тогда Сатан сказал Всевышнему: » Царь вселенной, для кого Ты припрятал этот свет?»

— Для того, кто подвергнет тебя позору.

— Покажи мне его.

— Пойди и посмотри на него.

Когда Сатан увидел его, он пал ниц и сказал: «Действительно, это Твой Машиах, который поверг меня и ангелов-хранителей народов мира в гееном…»

Тогда Всевышний заключил договор с Машиахом и сказал ему: «Пороки душ, стоящих за тобой, навлекут на тебя железное ярмо, они сделают тебя слепым телёнком, задушат твоё дыхание, и язык твой прилипнет к гортани…»

— Ты принимаешь это?

— Много лет будет длиться эта пытка?

— Я отвёл на это семь лет. Если ты будешь скорбить, Я уничтожу эти ещё не родившиеся души.

— С радостным сердцем принимаю я всё это, при условии, что ни одна душа из дома Исроэля не будет потеряна. И не только живые души моего поколения будут спасены, но и те, что сокрыты во прахе, и не только они, но и все те, что умерли со времён Адама и до этих дней, и не только они, но и души выкидышей, и не только они, но и те, кого Ты намеревался создать и не создал. На таких условиях я готов…»

(Песикта Рабати, 146б, 159б, 161а-б, 162а-163а).

                                                                                                                                                      Часть 1      

                                                                                                                                 Очевидное противоречие

История семьи Элимелеха из Бейт-Лехема Иеудейского волнует меня уже ни один год, и началось это с того, что мои знания столкнулись с информацией, за которой стоят имена больших мудрецов, комментаторов ТаНаХа, и которая тоже стала знанием, однако вызвала бурю противоречивых чувств уже при прочтении первых стихов «Свитка Рут» и комментариев к ним: 1. «И было в дни суда судей: «И был голод на земле (Исроэля), и ушёл муж из Бейт-Лехема (в) Иеуде пожить на полях Моава, он и жена его, и два сына»

  1. 2. «А имя того мужа — Элимелех, а имя его жены — Нооми, а имя двух сыновей — Махлон и Кильон, эфратяне,из Бейт-Лехема (в) Иеуде. И пришли на поля Моава и пребывали там.

И ушёл муж — Он был большим богачом и главой поколения, но ушёл из Земли Исроэля на чужбину из-за своей скупости: он не хотел давать свой хлеб бедным, приходящим к нему. За это и был наказан. Раши (Рут Раба1:4).

А имя того мужа — Выясняется, что муж был именит, и не он один, но также и жена, и сыновья. И в этом, с одной стороны, кроется причина его ухода: он опасался, что именно у него голодающие будут просить пропитание. А с другой стороны, здесь и причина кары, постигшей его: ведь он, будучи великим человеком, своим уходом поверг в отчаяние сынов Исроэля, и к тому же поступок его был святотатством (Мальбим «Микроот гдолот»).

Прежде всего, эти два классических комментария Раши и Мальбима на первые стихи «Свитка Рут» не противоречат друг другу, хотя и были записаны с промежутком в восемь столетий. А это красноречиво свидетельствует, что взгляд на Элимелеха, как на беглеца от ответственности за судьбу еврейского народа по причине скупости и страха за своё состояние, сформировался в глубине прошлых веков и устоялся до наших дней.

Когда я впервые это выучил, у меня не было ни вопросов, ни сомнений. Но со временем, при более тщательном изучении «Свитка Рут«, и особенно того, что касалось «беглеца из Бейт-Лехема», вдруг, однажды отчётливо осознал: классические комментарии вызывают у меня противоречивое чувство, с которым всё труднее уживаться. Пришло время, и я признался себе: у меня нет ответа на вопрос: «Почему Мидраш «Рут Раба», РашиМальбим и другие традиционные комментаторы Писания, в том числе и наши современники, называют Элимелеха из Бейт-Лехема Иеудейского беглецом, скупцом, стяжателем… капитаном, первым бегущем с тонущего корабля» (р. Ш. Грилюс)?

Всегда, когда я об этом задумывался, память без труда преподносила мне знания, которые стали моими ещё до тшувы (возвращение к корням), так как приобрёл я их путём житейского опыта.

Перед отъездом в Исроэль, мы продали трёхкомнатную кооперативную квартиру, которая по тем временам, была пределом мечтаний чуть ли не каждого второго жителя нашего городка. Те десятки тысяч рублей, перешедшие нам в руки в таком головокружительном количестве, оказалось, были у людей в наличии до того, как деньги обесценились. В прежние времена этой суммы хватило бы на дюжину легковых автомобилей с запчастями на пару десятков лет вперёд… А в Исроэле — только, чтобы погасить квартплату за два месяца!!! Приобретённый житейский опыт гласил: «Человек не может делать ставку в этом мире на материальное, как основу успеха, благополучия, стабильности…»

Бесспорно, учёба с годами оформила этот опыт в Знание, и сегодня я просто уверен в том, что даже самый мало-мальски продвинутый ученик знает:

  1. Нет ничего в материальном мире, о котором человек может сказать: «Это моё…и навсегда…»
  2. 2. Никто и никогда не сможет «это моё» удержать для себя, для детей и внуков, если нет на то Воли Небес.
  3. Чем крепче человек хватается за материальное, тем меньше у него шансов преуспеть в духовном…

Поэтому, когда я задумался над поступком Элимелеха, память незамедлительно высветила примеры противоположного поведения из жизни наших великих еврейских праведников, о которых я или читал, или слышал от учителей. Вот несколько, на мой взгляд, самых ярких:

Великий рабби Элизер бен Оркенос убежал из отцовского дома, отказался от баснословного наследства, и в бедности своей, на пределе человеческих возможностей, самоотверженно и успешно изучал Священное Писание и, чтобы отогнать голод, набивал рот землёй…

Старец Гилель в молодости поднялся в Эрец Исроэль из Бавеля, и первое время очень нуждался, однако половину своего дневного заработка отдавал привратнику главного Явненского Дома учения, где он учился, а другую половину оставлял на пропитание семье. Когда однажды ему не удалось ничего заработать, он забрался на крышу, чтобы оттуда слушать своих учителей, где, присыпанный снегом, чуть было не замёрз от голода и холода…

Рахель, единственная дочь Калбы Савуа, богатейшего еврея в своём поколении времён разрушения Второго Храма, отказалась от отцовского дома и наследства в пользу Торы, которую её муж, будущий рабби Акива, обещал ей учить глубоко и основательно…

Знаменитые хасидские рабаним: рабби Исроэль Бааль Шем-товМагид из Межерича, рабби Зуша из Аниполя… 

Учитель евреев нашего поколения — великий Хафец Хаим — преподал нам классический урок своим ответом одному заезжему заокеанскому богачу. Тот его спросил:

— Почему у такого большого известного рава в квартире такая простенькая, дешёвая мебель? Последовал ответный вопрос:

— А в гостинице, где Вы остановились, кровати, диваны, стулья, по красоте и стоимости не уступают Вашим домашним?

— Что Вы, уважаемый Рабби, — смутился богач, — такой мебели как у меня дома, нет ни в одной, даже самой дорогой гостинице…

— Вот, видите! Наш мир – это — та же гостиница, где мы не дома, а проездом и временно…

Мне посчастливилось ни один год быть свидетелем большой скромности в быту, и большой душевной щедрости, в вопросах помощи людям, нашего дорогого незабвенного учителя – рава Ицхака Зильбера, да будет благословенна память праведника, поступки которого можно соотнести с высказыванием из книги «Орхот цадиким» в главе «Врата щедрости»: «Щедрость (недивут) – это качество, помогающее достичь высоких достоинств. Должным образом проявленная щедрость весьма похвальна: ею человек достигнет многих высот в этом мире и в мире грядущем, как сказано: «Человек, дающий подарок, будто расширяется и это ставит его рядом с великими» (Мишлей, 18:16). «Ибо за дары полюбят его цари, вельможи и все люди. И нет в мире ничего, что приводило бы к любви, подобно щедрости. И в будущем мире человек удостоится доброй награды за свою щедрость». («Орхот Цадиким»).

И, наконец, пример, который по отношению к уходу Элимелеха в трудное для его земляков время, меня просто шокировал, и окончательно утвердил желание понять: что же тогда произошло в Бейт-Лехеме?

Мудрецы учат: «Рассказывали, что царь Мунбаз (Мунбаз II, царь Адиабены, государства на территории нынешнего Курдистана – север Ирака, сын царицы Елении, как и его мать, перешедший в иудаизм), раздал все свои богатства, чтобы прокормить людей в голодный год.

Братья его и члены царской семьи препятствовали: «Предки твои копили и преумножали наследство предшественников своих, а ты расточаешь его!» Он ответил им: «Предки мои копили то, до чего могла дотянуться рука человека, а я коплю там, где рука человека достать не может, ибо сказано: Справедливость и правосудие – основа престола Его». (Теилим, 97:2).

Предки мои копили то, что не приносит плодов, а я накопил что-то, что плоды приносит, ибо сказано: «Хвалите праведника, который благ, ибо плоды деяний своих он вкушает». (Иешаяу, 3:10).

Предки мои копили деньги, а я скопил сокровища души, ибо сказано: Плод праведника – древо жизни, и привлекает души мудрецов (Мишлей, 11:30).

Предки мои копили для других, а я скопил для себя, ибо сказано: А тебе зачтётся праведностью перед Г-сподом, Б-гом твоим (Дварим, 24:13).

Предки мои копили для этого мира, а я скопил для мира грядущего, ибо сказано: «И пройдёт пред тобой правда твоя, слава Г-спода будет следовать за тобой» (Йешаяу, 58:8)» Бава Батра 8а-11а).

Чтобы подытожить вышесказанное, приведу хотя бы несколько замечаний наших мудрецов из огромного числа высказываний на тему благотворительности и противоположного ей качества.

Рабби Иеошуа бен Корха говорил: «Кто отвратит свои глаза от просьбы о милости, уподобится идолопоклоннику».

Рабби Иеуда говорил: «Велика благотворительность, потому что она приближает искупление, ибо сказано: «Так сказал Г-господь храните правосудие и творите благотворительность, ибо спасение Моё скоро придёт и справедливость Моя проявится «(Йешаяу, 56:1).

Он также сказал: «Десять сильных и крепких вещей было создано в мире. Крепка скала, но железо прорезает её. Крепко железо, но огонь плавит его. Силён огонь, но вода гасит его. Могучи воды, но несут их облака. Величественны облака, но разгоняет их ветер. Силён ветер, но тело противостоит ему. Сильно тело, но сокрушает его страх. Силён страх, но вино рассеивает его. Сильно вино, но сон снимает опьянение. Сильнее всех смерть, но благотворительность спасает от неё, ибо сказано: Добродетель же избавляет от смерти (Мишлей, 10:2)».

«Кто отворачивается и не даёт милостыню — как бы поклоняется идолам» (Ктубот 68а). И называется человек никчёмным, злоумышленником, жестоким и грешником… Он отрицает своё происхождение от Авраама, Ицхака, Якова, ибо они были милосердными; он – из потомков народов, которые жестоки, как сказано: «Жестоки они и не пожалеют» (Ирмияу, 50:42).

А того, кто жалеет, Всевышний пожалеет, как сказано: «И даст тебе милосердие, и пожалеет тебя, и умножит тебя» (Дварим, 13:18).

Велика милостыня! – ею прославится Всевышний, когда Он принесёт избавление Израилю, как сказано: «Я, говорящий милостиво, Велик во спасении» (Ишаяу 63:1).

Велика милостыня! – она наделяет почётом и жизнью тех, кто даёт милостыню, как сказано: «Стремящийся за милостыней и добром найдёт жизнь, милостыню и почёт». (Мишлей, 21:21).

Велика милостыня! — она сопровождает творящего её, в час, когда он расстанется с миром, как сказано: «И пойдёт перед тобой милостыня, Всевышний примет тебя…» (Ишаяу, 58:8).

…Но пусть будет (человек) уступчив по отношению к достойным беднякам, пусть одевает и кормит их самым лучшим, как написано: «Всё лучшее – Всевышнему». (Ваикра, 3:16). И будет ему наградой великое сберегаемое благо, которого «никто не видел, кроме Тебя, Всевышний, сделавший (такое) для ожидающего Тебя» (Ишаяу, 64:3). (Из книги “Орхот Цадиким», Иерушалаим, Кест – Лейбович, 1996 г. стр. 160 – 163).

Итак, с одной стороны заповедь о милосердии из Торы и Талмудические пояснения мудрецов как её исполнить, а также с жизненными примерами достойнейшего её исполнения, а с другой – уход Элимелеха… и очень трудно и понять и объяснить, как такой величайший мудрец, унаследовавший высокие моральные качества от самого Иеуды – сына Якова-авину, Переца бен Иеуды, Нахшона бен Аминадава, и, безусловно, развив их в себе, в продолжение своей долгой, праведной жизни, глава поколения (народ на такую величину просто так не поднимает) смог «заземлиться» на материальном?

Я понимал, чторуководствуясь лишь эмоциямив этом не разобратьсяно перед тем, как начать своё исследование, твёрдо решил в одном вопросе определиться окончательно, а именно: всё, что сказано нашими мудрецами об Элимелехе, я принимаю, безо всякого сомнения, без стремления что-то зачеркнуть, оспорить, доказать обратное… а лишь с единственной целью посмотреть (насколько это будет допущено Свыше) на ситуацию под другим углом зрения.

 

 

                                                                                                                                                   Часть 2 

                                                              Две другие причины страшного наказания: «И был голод на земле (Исроэля)».

Уже с первых строк «Свиток Рут» сообщает нам три важные вещи:

1). История эта случилась в дни Суда Судей.

2). Был голод в стране.

3). Еврей по имени Элимелех с женой Нооми, сыновьями Махлоном и Кильоном уходят из Бейт-Лехема, что в Иеуде, в Моав.

Хронологические рамки этой бейт-лехемской истории установить трудно, и моё исследование такую цель не преследует. В течение почти четырёхсот лет со времени завоевания Эрец Исроэль под руководством Иеошуа бин Нуна —  до первого еврейского царя Шауля, во главе народа стояли пятнадцать Судей (если не считать отдельно от Дворы, Барака бен Авиноама). И всё же, наши мудрецы пытались определить исторические рамки событий, описанных в «Свитке Рут«.

Сообщает нам книга «Меам Лоэз«: «Спросили мудрецы: Кто были судьями? Рав сказал: «Барак и Двора». Рабби Иеошуа бен Леви: «Шамгар и Эуд…»

Раши в своём комментарии предлагает ещё одну, пожалуй, общепринятую версию: «… а было это в дни судьи Ивцана, как сказали наши мудрецы: Ивцан – это Боаз» (ТалмудБава Батра, 91а).

Источник этой информации — «Книга Судей«, в которой написано: «И судил Ифтах Исроэль шесть лет, и умер Ифтах (сын) Гилада и был погребён в городах Гилада. И судил после него Исроэля Ивцан из Бейт-Лехема… И судил он Исроэль семь лет. И умер Ивцан, и был погребён в Бейт-Лехеме». («Книга Судей», 12:7 – 10).

«Свиток Рут» не заостряет наше внимание на том, чьё правление было во время ухода Элимелеха из Бейт-Лехема, и мы воспринимали эти события, как любой другой период Эпохи Судей, через которую красной нитью проходит идея спасения еврейского народа от руки их разорителей.

Воплотителями этой идеи стали все Судьи Исроэля, и это было общим для них. Правда, одни судьи спасали мечом во время войн с внешними врагами, окрепшими по допущению Свыше на дрожжах нашей еврейской греховности, а другие – от внутренних проблем. Одна из них – эпохальная – проходит через весь многовековой период правления Судей, а именно: «Горе поколению, которое судит своих судей…»

Мальбим в своём комментарии на стих (12:25) «Книги Судей «В те дни не было царя в Исроэле, каждый делал, что правильно в его глазах», — пишет: «Не было тогда единого судьи всего Исроэля, который правил бы народом, но судей было много, и судьёй мог быть каждый желающий почёта, и поэтому не было в народе страха перед судьёй, как сказано (Авот 3:2): «Если бы не страх перед властью, люди живьём глотали бы друг друга».

Отмечает Меаз Лоэз «написание» … в дни суда судей – בימי שפט השפטיםбимей шфот ашофтим— с опущенным «вавом«, и тогда можно, переставив буквы, прочесть – «мишпат шофтим» – суд; т.е. за то, что они игнорировали своих судей, сами попали под Суд Небес и были наказаны голодом. Насколько тяжело было это наказание, — свидетельствует мидраш «Рут Раба«: Десять раз голод пришёл в мир:

  1. 1. Во времена первого человека;
  2. Во времена Лемеха;
  3. 3. Во времена Авраама-авину;
  4. 4. Во времена Ицхака-авину;
  5. 5. Во времена Яакова-авину;
  6. 6. Во времена пророка Элияу;
  7. 7. Во времена пророка Элиши;
  8. 8. Во времена царя Давида;
  9. 9. Во времена Суда Судей;
  10. 10. Во времена Машиаха(в будущем).

Как видим, что испытание этого поколения, помимо жесточайшего ограничения в продовольствии, усугубилось тем, что голод был на Тору и на заповеди, которые они оставили, сосредоточившись на решении материальных проблем, связанных с освоением Земли, и противостоянием внешним врагам. И также, по причине этого пришел на них голод. Поясняет «Меам Лоэз«: «Тора называется хлебом, как сказано в Мишлей: «… идите ешьте хлеб мой…» (Мишлей, 9:5); поскольку оставили Тору, что называется Хлебом, пришёл на них голод» («Меам Лоэз«).

Итак, подытожим: наказание этому поколению, как отмечают многие комментаторы, пришло за извращение правосудия, за отсутствие мира между ними, за то, что не учились Торе и исполнению заповедей у величайших в их поколении руководителей, и не оказали им должного уважения ни при жизни, ни во время проводов в последний путь… (Первым в «списке» руководителей, которым не отплатили добром за добро, значится Йеошуа бин Нун. Он завершил дело своего Учителя, Моше-рабейну, и ввел евреев в Эрец Исроэль. А они не проявили должного рвения, чтобы явить Йеошуа милость, которая ему полагалась…

«В ту пору совершался раздел земли, что им было дорого сверх всякой меры, и они занимались каждый своим делом: один занимался своим полем, а другой – своим виноградником, один занимался своим оливами, а другой – своей оградой» (Петихта де Рут раба, 2). И у них не нашлось времени должным образом похоронить Йеошуа).

Две другие причины этого страшного, но справедливого наказания, дано было мне увидеть по допущению Свыше, при работе с текстом «Книги Судей» и мидрашем «Рут Раба«.

Как уже было сказано выше, Раши в своём комментарии связывает события «Свитка Рут» с правлением Судьи Ивцана-Боаза из Бейт-Лехема. Боаз пришёл на смену Судье Ифтаху, когда внешний угрозы Исроэлю не было: перед этим Ифтах основательно сокрушил военную мощь Амона, уничтожив их необоснованную территориальную претензию к Исроэлю… и через несколько лет своего правления, оставил мир живых.

Боаз сменил его сразу, и как свидетельствует «Свиток Рут» («… и был голод в стране»), в этом была острейшая необходимость! Хотя внешнего врага в эту пору не было и потребность в Судье – спасителе, казалось, формально отсутствовала, однако, голод, который свидетельствовал, по словам мудрецов, о величии этого поколения, способного выдержать такое тяжёлое наказание, вынудил их воззвать к Творцу о спасении…

Итак, голод начался при Ифтахе, который невежеством и неоправданной жестокостью, а также попустительством своих современников, навёл беду на Исроэля. В первом случае его «чисто семейная проблема» переросла в национальную трагедию: перед решающей битвой с Амоном дал Ифтах обет Творцу и сказал: «Если отдашь Ты сынов Амона мне в руки. И будет: вышедший из дверей моего дома навстречу мне при моём возвращении с миром от сынов Амона, то будет (посвящен) Господу и вознесу я его во всесожжение» («Книга Судей», 11: 30-31). Навстречу ему вышла его единственная дочь!

Продолжает «Книга Судей»: «И он исполнил над ней свой обет, и она не познала мужа…» (Там же).

Объясняет Мальбим: «Исполнение обета применительно к ней состояло в том, что она не познала мужа и осталась незамужней, но связанной до смерти своей…  А мудрецы полагают, что он принёс её в жертву всесожжения»…

И хотя Ифтах не обратился к мудрецам своего поколения, чтобы отменить свой обет, никто из них, не «снизошёл до совета судье-простолюдину», что погубило безвинную девичью душу… А это не приличествует народу Торы!

Второе деяние Ифтаха было ещё страшнее, и чаша весов Небесного Суда опустилась не в пользу еврейского народа!

Когда обратились старейшины Гилада к Ифтаху с просьбой о спасении от Амона, то предложили ему: «Если пойдёшь с нами воевать, и победа наречена будет твоим именем, то после победы будешь у нас главой по праву победителя и спасителя народа, и даже, будучи незнатного происхождения, станешь судьёй и властелином». Он незамедлительно согласился…

Спустя некоторое время подступили к нему мужи колена Эфраима, оспаривая его право на власть и главенство над домом Йосефа, аргументируя свои притязания тем, что в доме Йосефа они старше, чем Менаше, как сказано: «И поставил Эфраима перед Менаше» (Берешит, 48:20). Ифтах принял вызов – и похоронил их претензии вместе с сорока двумя тысячами погибших в этой битве Эфратян

Эта кровавая трагедия, эта братоубийственная война описана в «Книге Судей» так: «И собрал Ифтах всех мужей Гилада и воевал он с Эфраимом, и разбили мужи Гилада Эфраима, ибо они сказали: Беглецы Эфраима вы, Гилад – среди Эфраима, среди Менаше.

И заградил Гилад Эфраиму переправы через Иарден. И было, когда беглецы Эфраима говорили: «Перейти бы мне! —  то говорили ему мужи Гилада: «Не эфратянин ли ты?

– И говорил он: Нет. И говорили ему: Скажи-ка, «шиболет«!

– И говорил он: «сиболет«, не умея верно произнести. И хватали его, чтобы зарезать его на переправах через Иарден, и пало в ту пору из Эфраима сорок две тысячи…» («Книга Судей«, 12:4-6).

Принадлежность к колену Эфраима в данном отрывке переведена Фримой Гурфинкель словом «эфратянин«, а в переводе под редакцией Давида Йосифона – «эфраимлянин«, поэтому для нас значимо ивритское написание «אפרתי» — эфрати (Свиток Рут 1:2).

Отсюда можно предположить, что Писание в данном случае намекает на одну из причин голода, о котором рассказывает «Свиток Рут«. Из-за беспрекословного авторитета Иеуды, как будущего царя, мудрецы его колена, руководители поколения, не вмешались, не остановили эту беспричинную междоусобицу, не спасли Йосефа от позора и гибели сыновей — и за своё равнодушие получили голод, как наказание, голод, который начался в Бейт-Лехеме (он же — Эфрат, и так же названы сыны Эфраима) в «Доме Хлеба», в сердце колена Иеуды, в месте достатка и сытости, а потом распространился на весь Исроэль!

А почему голод?! — потому что сработал принцип «мера за меру»: Йосеф спас их от голода в Мицраиме, а они не отплатили ему добром, и не спасли… не предотвратили эту страшную трагедию…

Подтверждает это мидраш «Илкут Шимони» (Шофтим, 64), где осуждается Пинхас, сын Элазара, первосвященник, у которого были полномочия и обязанность освободить Ифтаха от обета, спасти его дочь, и не дать сыновьям Эфраима повод выступить на войну с ним. Поэтому кровь сорока двух тысячей погибших эфратим на нем! И вместе с ним косвенно виноваты все другие руководители народа (в том числе и из колена Иеуды).

Мидраш «Рут Раба» предоставляет нам уникальную возможность продолжить цепочку рассуждений о причине их наказания.

В комментариях на четвёртый стих «Свитка Рут » «и был голод в Стране», находим следующее: «За что наказан Элимелех? – За то, разбил сердца сыновей Исроэля, так как они надеялись на него, говоря: если придут голодные годы, то этот человек, Элимелех, самый состоятельный в нашем поколении прокормит страну в течение 10 лет!!!» О чём свидетельствует эта фраза?

Прежде всего, зададим вопрос: «Почему современники Элимелеха вдруг говорят о голодных годах, будто предчувствуя их? Что послужило сыновьям Исроэля поводом для беспокойства, за стабильное будущее?»

Ответ напрашивается сам: чувство вины за равнодушие к Йосефу, за то, что допустили братоубийственное кровопролитие, и отсюда, их ожидание наказания Небес за содеянное. Тогда почему они не делают тшуву, не пытаются загладить свою вину молитвами и добрыми делами? Потому, что ещё не взошла звезда нового спасителя – судьи Ивцана — Боаза, способного повернуть к тшуве их сердца и сменить Справедливый гнев Небес на Б — жественное Милосердие…

И ещё одна важная деталь: как уже сказано, сыновья Исроэля не устремляют свой покаянный взор в Небо, а ищут объект спасения на земле, предположив, что одному из самых богатых, знатных, проверенных – Элимелеху из Бейт-Лехема в Йеуде — суждено стать их спасителем. И это — не просто заблуждение, а грех — («Проклят надеющийся на человека») (Ирмияу, 17) — не остающийся безнаказанным. И десять лет, которыми евреи отмеривают материальные возможности Элимелеха в поддержке всей страны продовольствием, по принципу «мера за меру», возвращаются к ним десятью годами голода, так как «приговор глупцу подписывают его уста».   И доказательство этому находим в «Свитке Рут«, в том же, четвёртом стихе: «… и жили они там около десяти лет». Напрашивается вопрос. В мидраше говорится десять лет, а в «Свитке Рут» —  «около десяти лет»… Это равенство с натяжкой?!

Безусловно, в Писании «лишних» слов не бывает… И это «около» свидетельствует о том, что Элимелех ушёл от них не сразу: голод действительно был десять лет – один к одному, но какое-то время, скорее всего очень непродолжительное, с его начала семья Элимелеха ещё оставалась в Бейт-Лехеме… Отсюда «около десяти лет»это — десять лет минус отрезок времени до его ухода в Моав.

Подтверждает предположение – мидраш «Рут Раба«: когда голод пришёл в Страну, взоры жителей Бейт-Лехема устремились к Элимелеху, на которого надеялись, как на спасителя: «… если придут голодные годы он сможет поддержать нас десять лет … — вот, и служанка его среди просящих подаяние с протянутой рукой…» (Рут Раба 1:4). Сразу растаяла в их сердцах надежда на Элимелеха, — и это взяло какое-то время, — пока он ушёл в Моав.

Итак, как уже было отмечено, авторитет, знатность, богатство, мудрость, высокие моральные качества Элимелеха порождают в народе самодовольное упование на его возможности, которое отодвигает на второй план Хозяина Мира и трепетное, неугасаемое чувство благодарной любви к Нему… а значит тшува, как единственное средство покаяния, исправления и спасения невозможна, пока Элимелех с ними, пока он ещё не отвернулся от них окончательно и бесповоротно…

Прежде, чем перейти к следующей теме исследования, отмечу, что голод, о котором было уже достаточно много сказано, является также важной сюжетной деталью в Небесном сценарии этой непростой житейской истории, но об этом чуть позже, так же, как и об отрезке в десять лет, уже не однажды упомянутом…

Классические комментарии представляют нам Элимелеха, как беглеца, спасающего своё достояние от голодающих земляков, а современные образно добавляют: «Капитан, первый бегущий с тонущего корабля…» (р. Ш. Грилюс).    Именно через эту образную интерпретацию поступка Элимелеха, Свыше спустили мне удивительную догадку и помогли образовать её в не совсем обычную версию.

Итак, в данном сравнении весь смысловой упор на слове «капитан», который разрушает основы морского братства, такой неписаный корабельный закон этических отношений, отнимающий у капитана, ответственного за судьбу и экипажа, и пассажиров, право первым оставить гибнущее судно, спасая свою жизнь. И поскольку, Элимелех — один из великих руководителей своего поколения — в год истребительного голода уходит из Бейт-Лехема в Моав «равнодушно и эгоистично», его и сравнивают с таким «горе-капитаном»; и это сравнение логично, бесспорно и доказуемо классическими комментариями. Однако, Небу было угодно, чтобы я обратил внимание на «тонущий корабль«, который капитан покидает…

Так появился вопрос: «Где Писание говорит о судне, терпящем кораблекрушение?!» С Б-жьей помощью вспомнил книгу «Пророка Ионы«: «И встал Иона, чтобы бежать в Таршиш

от (предстояния) пред лицом Господа

 

 

и спустился он в Яффо и нашёл судно, идущее в Таршиш, и дал плату его, и сошёл в него, чтобы идти с ними в Таршиш от (предстояния) пред Лицом Г-спода. А Г-сподь бросил великий ветер на море. И был великий шторм на море. И судно готово было разбиться. И устрашились мореходы. И воззвали они каждый к своему божеству. И бросили груз, который на судне в море. Чтобы тем облегчить себя; А Иона спустился внутрь корабля. И лёг, и уснул. И подступил к нему кормчий и сказал ему: «Что ты спишь? Встань, воззови к Твоему Б-гу! Быть может, помыслит Б-г о нас. И мы не пропадём. И сказали они друг другу: «Пойдём, бросим жребий; И узнаем, из-за кого это бедствие нам!» И бросили они жребий. И пал жребий на Иону… (Книга Ионы в переводе Фримы Гурфинкель. Гешер а-Тшува, Иерушалаим 1989, 1:3-7).

Комментируя стих: «…и сказали: пойдём бросим жребий», — РаДаК (рабби Давид Кимхи), пишет: «Что касается этого, возникает вопрос: почему решили, что великая буря на море поднялась из-за людей, находившихся на этом судне? Неужели там не было других кораблей? И разве на всяком судне, попавшем в шторм, бросают жребий (чтобы выяснить), из-за кого бедствие? Я нашёл (ответ) в «Пирке де-рабби Элиезер«: Великая буря на море разразилась под ними. Справа и слева от них всё корабли благополучно проходят по морской глади, и (только) судну, на котором отплыл Йона (грозит) великое бедствие: оно вот-вот разобьётся. Сказали они: «Из-за кого это бедствие нас (постигло). Узнаём по чьей вине (постигла) нас эта беда, из-за кого она?» (Там же, стр.9).

Пророк, Духом Святости воспринявший происходящее, без промедления и без компромиссов идёт на самопожертвование для спасения пассажиров от гибели: «Поднимите меня и бросьте меня в море. И утихнет море для вас… …И подняли Иону и бросили в море; И перестало море от ярости своей…» (Там же, 1:12;15).

Ещё две, подобных истории описаны в Талмуде в связи с римским императором-злодеем Титом, который возвращался после разрушения Храма в Рим, и рабаном Гамлиелем после его ссоры с рабби Элиэзером, когда море восстало только лишь на их корабли…

Связь вышесказанного, со «Свитком Рут» помогает нам увидеть «Меам лоэз«. Голод в Эрец Исроэль, в стране, «текущей молоком и мёдом», которая является источником благосостояния и мира, обласканной избранностью и особой Б-жественной Милостью не логичен (если поражён источник наполнения, то что тогда будет с миром?!); корабль, всегда уверенно державшийся на плаву – тонет! – но (о, чудо!) в Моаве и в других странах вокруг голода не было!!! («Меам Лоэз» на «Свиток Рут«). А это значит, что причина голода – в надежде на Элимелеха, и как уже отмечалось, что пока он с ними, — голод неизбежен, и чтобы что-то изменить, ему нужно уйти…

Подтверждает эту догадку «Меам Лоэз«: «Есть комментарий, связывающий суть их десятилетнего пребывания в Моаве с надеждой Исроэля на Элимелеха, что поддержит их десять лет, потому и оставались все эти годы на чужбине, так как знали, что Вс-вышний не помянет свой народ раньше этого срока».

Напрашивается вопрос: почему же с его уходом голод не прекращается сразу, как в случае с пророком Ионой, которого бросают в штормящее море, и оно тут же утихает? Ответ: Исроэль, в отличие, от ни в чём не повинных пассажиров корабля Ионы, виноват, и Справедливое Б-жественное Наказание уже вступило в силу, по принципу «мера за меру». И этот приговор невозможно отменить ничем, но с уходом Элимелеха, приходит надежда, что Небесные часы, запущенные с начала голода, отсчитывающие с точностью мгновения наказания, остановятся в срок…

 


Оставить Комментарий