Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

22
Май

Живая Тора. Учеба с равом Ицхаком Зильбером: Беар-Бехукотай 5780

р. Йосеф Скляр. Воспоминания об Учителе.

Среди множества заповедей глав «Беар» и «Бехукотай» поразмышляем об одной, на наш взгляд впечатляющей: »

Тора повелевает: «Если обеднеет твой брат и придет у тебя в упадок, то поддержи его, — пришелец ли он или поселенец — и пусть живет с тобой» (Ваикра 25:35).

Казалось бы, все понятно: помоги ближнему, когда у него финансовые трудности. Этот стих напрямую учит нас, что мы обязаны помогать деньгами любому еврею, геру или геру тошаву (язычнику, принявшему на себя исполнение семи заповедей потомков Ноаха), нуждающемуся в займе или безвозмездной поддержке. Ссужать или давать ему деньги, чтобы он мог вести свои дела или заключить необходимую для него сделку, на которую у него нет средств, — это мицва. Но Тора пришла научить нас важному правилу: в деле помощи неудачнику в финансовых делах нужна мудрость, проницательность и самое важное — искреннее желание помочь!

Поэтому Тора подчеркивает, что мы должны поставить его на ноги прежде, чем он дойдет до разорения и будет вынужден принимать милостыню.

Мидраш приводит пример: «Если осел оступается под тяжелым грузом, у человека хватит сил одному поправить груз на его спине, чтобы он мог идти дальше. Но если осел упал в изнеможении, то тогда даже пятеро крепких мужчин не смогут поставить его на ноги…»

Так и человеку следует помогать сразу же, как только его дела начинают приходить в упадок, а не медлить до тех пор, пока он разорится.

Хотя о мицве давать нуждающимся цедаку прямо сказано в разделе Реэ (Дварим 15:11), мидраш и здесь приводит рассуждения на эту тему, ссылаясь на стих: «Счастлив жребий того, кто с мудростью помогает бедняку» (Теилим 41:2).

Это целое искусство — оказывать благотворительность с мудростью, не ввергая в смущение человека, вынужденного принимать ее.

И вновь пример из мидраша: «Всякий раз, когда рабби Иона слышал, что какой-то состоятельный человек потерял свои деньги, но стесняется просить о помощи, он шел к нему домой и говорил: «Я принес тебе добрую весть, поскольку узнал, что ты наследуешь одному человеку, который жил за морем. А пока прими от меня небольшую ссуду, прошу тебя. Ты отдашь мне ее, как только вступишь во владение теми деньгами».

Но когда должник поправлял свои дела и приходил вернуть долг, мудрец говорил: «Я дал тебе эти деньги в подарок».

Была в Храме палата, называвшаяся лишкат хашай (Палата Тайных Дарений). Б-гобоязненные евреи передавали туда деньги, а обедневшие люди из достойных семей получали их, не открывая при этом своего имени.

Однажды рабби Лэйзер заметил, что за ним идет какой-то нищий. Тогда он намеренно обронил динар, сделав вид, что это произошло случайно. Нищий подобрал динар и поспешил к праведнику, чтобы вернуть ему монету. «Ты можешь оставить деньги себе, — сказал мудрец. — Ведь я уже потерял надежду найти их» (человек, нашедший потерянную другим вещь, может взять ее себе только тогда, когда на ней нет видимых признаков и когда хозяин уже отчаялся вернуть ее).

Истолковывая один стих из Йешаяу (58:10), наши мудрецы учат:

«Если ты добродетелен, то насытишь голод Яакова (потратишь деньги на благотворительность), если нет — то насытишь голод Эсава (т.е. деньги эти употребит Эсав)»

Наш учитель, рав Ицхак Зильбер (זצל) отличался удивительным умением поддерживать нуждающихся, порою даже в тех случаях, когда другим эта помощь казалась излишней. Предлагаем несколько примеров из его жизни, которые помогут нам понять отношение Рава к этой важной заповеди:

Рассказывает Ишайя Финкель

КОРЗИНКА

У каждого бывают в жизни разные ситуации. Однажды было очень плохо. Не могу все рассказывать… Нам страшно нужны были деньги, чтобы купить квартиру, и мы уже дали объявление о сдаче нашей квартиры. Мы с женой очень стеснялись и никому об этом не говорили.

Вдруг приходит ко мне домой рав Ицхак и сам предлагает свою помощь: «Вам нужны деньги? У меня есть квартирант!»

Не знаю, откуда он узнал, как он догадался, что это наше объявление?

На следующее утро я был в синагоге, он пришел туда с какой-то корзинкой и ждал, когда я закончу молиться… Подходит и говорит:

— Я пойду с вами…

Приходим к нам домой, он протягивает мне эту кошелку, открываю, — а она полна денег!

Рав Ицхак!?

— Только моей жене не рассказывайте…

Как он узнал? И столько денег! Он любил делать людям добро и помогать. Обрадовать, принести человеку радостные новости. Специально ловил такие моменты, чтобы поддержать.

Рассказывает Хаим Шаул

ЕВРЕЙ

Надо было оперировать одного горского еврея, у которого был инфаркт. Ему срочно требовалась операция, и на нее нужна была большая сумма денег. Кто-то его отправил сюда, в Израиль, на лечение, — и им занимался рав Фишер, чтобы были самые лучшие хирурги. В итоге: надо делать операцию на сердце частным образом и много платить, а медицинской страховки у него не было…

Шла молитва у Рава дома. Он молился Шмона Эсре. Вдруг звонят из больницы. Звонка ждали. Что делать? Тот, кто не молился, поднял трубку. Требуют рава Зильбера к телефону:

— Это очень-очень срочно! Пикуах нефеш!

Рав прерывает молитву, берет трубку и говорит:

— Делайте моментально, я за все отвечаю!

И продолжает молиться. После молитвы его спросили:

— А как же деньги?

— Какие деньги? Пока будешь думать про деньги, тот может умереть. Первым делом надо человека спасать!

Потом он ежемесячно платил — года два или даже больше. Многие цдаку приносили на это. Я даже точно не знаю, сколько денег там было собрано, но сумма была огромная.

Рав не был миллионером, — он был Евреем. И у него был большой битахон, у него был такой дух, смелость: человек должен мир перевернуть, а уж спасать человека — в первую очередь.

Люди о своих близких начинают задумываться, когда речь идет о больших деньгах, а он этого человека видел, может быть, всего один раз. Если бы все люди для своих детей делали столько, как он для посторонних…

Рассказывает Йеуда Аврех

ЕСТЬ!

Как-то к нему пришли настоящие жулики. Рава Зильбера было нетрудно обмануть — он очень боялся принять честного человека за жулика и отказать ему. Он считал, что пусть лучше его десять раз обманут и он десять раз даст деньги недостойным людям, лишь бы в тот раз, когда придет настоящий бедный, не отказать ему в помощи.

Так эти жулики разыграли спектакль, плакали, как им плохо, и вытащили из него все деньги. А рав Зильбер их одолжил у своего соседа Людмира. Чтобы отдать эти деньги, Рав послал меня к другому своему ученику занять денег.

Я принес ему тысячу долларов, и как раз в этот момент к нему пришел просить деньги еще один человек. Не знаю, был он жулик или нет.

Рав не дал мне слушать, о чем они говорили с этим человеком. Потом он пошел вроде бы спокойно кушать, но я видел, что он нервничает…

Вдруг он вышел. Потом вернулся и снова сел кушать — и вдруг во время еды опять встал и вышел.

Через некоторое время он вернулся на кухню и попрыгал с одной ноги на другую. Пропел что-то веселое, еще попрыгал, и опять сел кушать.

Я спросил:

Рав Ицхак, почему вы прыгаете?

— Вот что я тебе скажу. Я отдал ему эти деньги, которые я взял у ученика, чтобы отдать Людмиру, я дал эти деньги ему.

— Но теперь вы будете должны и тому, и другому! Где же вы эти деньги возьмете? Как отдавать?

И тогда он сказал:

— Когда я купил квартиры для дочек, у меня не было денег, чтобы вернуть всем, кому я был должен. Каждый месяц я должен был что-то отдавать, но я даже не знал, откуда мне взять деньги!

Как-то ко мне подошел один простой работник раббанута и спросил: «Рав Зильбер, ну что ты так нервничаешь?»

Я ответил, что должен очень большую сумму и не знаю, откуда ее взять.

А он сказал: «Рав Зильбер! Разве ты забыл, что есть Б-г?» Он схватил меня за руки, и мы стали прыгать, как два ненормальных, и повторяли слова молитвы, что есть Всевышний, Который всегда может помочь! На нас смотрели, как на двух дураков.

И вот теперь я делаю то же самое. Потому что я верю, что есть Тот, Кто всегда может помочь!

Рассказывает Яков Гекрайтер

ВСЕГДА

Как-то у меня была проблема с цдакой.

Когда была возможность, я всегда старался давать, но не всегда была возможность дать много… Иногда я знал, что человек, которому даешь, берет для того, чтобы купить где-то наркотики, либо чтобы выпить. Я был уверен в этом на все сто процентов и не хотел давать такому человеку.

Я решил спросить у рава Ицхака, как мне быть в таких случаях (например, один раз мне в лицо бросили монету в полшекеля, показывая тем самым, что я мало дал).

Я спросил:

— Если есть человек, которого я знаю — знаю явно, что он не нуждается, и я уверен, что он берет эти деньги для нехорошей цели, скажите, как мне быть в таком случае?

Рав Ицхак сказал так:

Цдаку надо давать всегда. Всегда. Если ты опасаешься, что человек будет использовать эту цдаку для нехорошей цели, лучше дать мало — монету в десять агорот, в пять агорот.

Но если человек протягивает руку, открывает ее, просит — положи в эту руку! Пусть хоть самую маленькую мелочь положи в эту руку. Если есть возможность дать больше, дай больше. Лучше всего давать габаим, ты знаешь, что эти деньги пойдут всегда по назначению.

Давай, сколько ты можешь, не сверх того. Но если человек открывает руку, — положи в неё, чтобы не обидеть и чтобы у тебя самого не осталось осадка.

Рассказывает р. Бенцион Зильбер

ПИЦЦА В СУББОТУ

Это было лет тридцать назад. Один человек открыл пиццерию рядом с площадью Кикар Цион и начал торговать и в пятницу вечером, и в субботу… Здесь, в Иерусалиме! В пятницу собирались ребята из Меа Шеарим, пикетировали, отговаривали покупать… Тот вызывал полицию… Шли чуть ли не бои — хилуль Шаббат полный, — полицейские ведь тоже евреи…

Что сделал папа? У него ведь тоже финансовая ситуация была совсем не простая…

Папа пошел к хозяину, и стал рассказывать про Россию, как он там в лагере субботу соблюдал, а потом спросил:

— Почему ты работаешь в Шаббат?

— У меня большой долг — двадцать тысяч лир, и мне надо его отдать.

— А если у тебя будут эти деньги, ты не будешь открывать в субботу?

— Нет, не буду.

Папа Ицхак пошел в банк «Цфон Америка», Гальперин там был управляющим, и тот выдал крупную ссуду. Папа отнес ее хозяину пиццерии, и тот перестал работать в субботу…

Папа показывал бумажку: «Я, такой-то такой-то, обязуюсь закрывать пиццерию не позже такого-то часа в пятницу и не открывать ее в субботу, и обязуюсь вернуть деньги…»

Когда папа рассказал эту историю раву Эльяшиву, тот улыбнулся и сказал:

— Вы хотите увидеть, что у меня есть руах а-кодеш? Его чеки не будут покрыты и вернутся!

Первый чек был покрыт, а остальные вернулись. Реб Йешуа Гальперин выложил эти деньги, и спокойно перенес их потерю, и он остался близким другом папы…

 


Оставить Комментарий