Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

16
Июл

«Кричали женщины «ура!» и в воздух чепчики бросали» (5780)

Р. Йосеф Скляр.

Я поделился  размышлениями Авигаил Пейсаховой о женской скромности. Как и ожидал, ее статья вызвала не только интерес, но и желание прокомментировать, поделиться своими мыслями. Причем, что, наверное, отрадно, мнения не совпадают. В заслугу всех, проявивших интерес к этой теме, обновил свою статью для продолжения разговора. Ждем ваших откликов!

Однажды в жизни великого рабби Акивы случилось событие, которое закончилось так неожиданно и непредсказуемо, так поучительно и так интригующе, что диву даешься: как «проскочили» мимо него маститые писатели, сценаристы и режиссеры. А впрочем, удивляться нечему: в той нашей далекой союзной жизни, пожалуй, даже из 10 евреев (за редким исключением, состоящем из евреев «подпольщиков» и «отказников») ни один не знал кто такой рабби Акива. Не берусь судить насколько выросла эрудиция евреев в бывшем Союзе, но почти точно знаю: остановите на наших израильских улицах 10 русскоязычных евреев (школьники и возвратившиеся к истокам веры — не в счет) и спросите кто такой рабби Акива?.. Вам ответят?!

История эта дошла к нам через 18 столетий и вот ее краткое содержание:

«Рабби Акива был в своем доме один, когда Руфина, прекрасная супруга жесточайшего наместника Палестины Тиния Руфа, в богатых нарядах и украшениях вошла к нему в комнату.

Рабби взглянул на вошедшую, и глубокая печаль затуманила его взор, слезы полились из его глаз.

— О, великий рабби евреев, — смущенно спросила красавица, — скажи, почему ты плачешь?

— Я плачу, — ответил ей рабби Акива, — потому что такое прекрасное создание, как ты, далеко от достижения цели жизни. Прекрасным творением вышла ты из рук Создателя, Всемогущий Б-г показал, какую красоту может он сотворить из ничего, и это творение Г-спода ведет жизнь, полную тщеславия, кокетства и суеты. Но придет день, и исчезнет красота, погаснет сияние глаз, благородное тело осунется, станет добычей огня или пищей червей. А твоя бессмертная душа спустится в бездну ада, обреченной на вечные муки, ибо за всю твою жизнь ты не сделала ничего, чтобы выполнить твое жизненное предназначение, чтобы стать лучше, мудрее, совершеннее…

С удивлением слушала Руфина слова рабби. Мягкий, благозвучный, полный благородной печали голос старика проникал в глубины ее сердца. Все ее легкомысленные намерения были забыты, красавица плакала…

Могу ли я изменить свое будущее?! — спросила она сквозь слезы.

Это возможно, — ответил рабби Акива мягко и ласково, — Всесильный и Всемогущий Б-г милосерден к кающимся грешникам.
Рабби, могу ли я перейти в иудейство?

Да, ты можешь. Изучи Учение нашего Б-га, дочь моя, и позаботься о своем вечном блаженстве. Затем ты должна отречься от языческих богов и от всех тех пороков, которым предаются римляне. Но прежде испытай себя, потому что трудно следовать всем предписаниям и заповедям священного Учения: соблюдать субботний покой, законы о пище, предписания о чистом и нечистом и многие другие.

Рабби, я пришла, чтобы соблазнить тебя моей красотой, чтобы сделать посмешищем в глазах императора и всего народа, чтобы мой супруг, которого ты столь часто посрамлял, мог одержать победу над тобой. Ты обезоружил меня своей мягкой, наставительной и убедительной речью, и я немедленно отказалась от легкомысленных намерений. С этого часа я буду размышлять о моей жизни и стараться облагородить ее, придавая ей истинный смысл. Я буду черпать из учений мудрости и с жадностью пить из источника истины.

— А твой супруг?

— Я постараюсь побудить Руфа начать новую, лучшую жизнь. Он тоже смеется в душе над идолами и поклоняется им лишь для вида.
Ты прав, того, кто отказывается от лжи, можно привлечь к правде. И все же невероятно, чтобы Тиний Руф оставил путь греха и порока, которым он привык идти с давних пор. К тому же руки его запятнаны невинно пролитой кровью многих благородных мужей, жен, юношей и девушек. Но нет столь большого греха, который нельзя было искупить искренним раскаянием и покаянием.

— Я попытаюсь привлечь Руфа к истине, я постараюсь смягчить его жестокое сердце просьбами и мольбами, а если он не пожелает вступить на путь добродетели…

— А если он не пожелает?

— Тогда я сумею найти средства расторгнуть наш брак. Прощай, рабби, ты еще услышишь обо мне.

Они встретились через несколько лет, в самый разгар восстания Бар-Кохбы. Однажды в лагерь восставших, где находился рабби Акива, прибыла знатная римлянка с большой свитой. Отведите меня к великому учителю Израиля, — обратилась она к стражникам.

Ее желание было выполнено. Войдя в шатер, она бросилась к ногам рабби и обняла его колени.

Не отталкивай меня, великий, благородный, мудрый муж! Позволь мне быть простой служанкой, которой ты позволяешь мыть твои ноги.

— Поднимись, Руфина, — сказал рабби Акива, — ты жена другого.

-Я уже не жена Руфа Когда я сообщила ему о моем решении перейти в иудейство, он разгневался и расторг наш брак. Став свободной, я поспешила выполнить свое решение, рабби Иеуда бен Баба совершил обряд. А теперь я пришла к тебе, достойный муж. О, не отталкивай меня, позволь мне остаться.

И она осталась, став супругой овдовевшего к тому времени рабби Акивы. Большие богатства, которые она принесла ему, были использованы на благо Израиля.

Для того, чтобы в одночасье изменить человека, помочь ему другими глазами посмотреть на себя и на окружающий мир (верующие называют эту перемену — «тшува»), нужно ли обладать силой воздействия рабби Акивы?

Предположим — да! Но где тогда набрать слез на всех женщин, так нескромно, вызывающе и безотчетно ослепляющих мужчин своими частями тела, преднамеренно выставляемыми напоказ посредством супермодной «недоодеждой»?

О, сколько раз в день приходится убегать взгляду верующего еврея от ваших рук, ног… неприкрытых волос на голове…
Поэтому, взывая к Милосердному, мы просим дать нам силу влияния рабби Акивы, чтобы быть услышанным каждой из вас, сегодня еще беспечной, отнесенной все тем же Милосердным Творцом в разряд «плененных младенцев» («тинок ше-нишба»), а значит, пока неподсудной, когда мы будем умолять: будьте осторожны… С одеждой не шутят! Для еврейской девушки, женщины она должна быть скромной.

… Не следуют обычаям неевреев и не стараются походить на них ни в одежде, ни в прическе, ни в других такого рода вещах, как сказано в Писании: «И не ходите по обычаям народа…» (Ваикра, 20:23). «По их обычаям не ходите» (Ваикра, 18:3). И еще сказано: «Остерегайся, чтобы не споткнуться, идя за ними» (Кицур Шульхан Арух, глава 3, пункт 2).

Тора предписывает нам быть скромными, как сказано: «И ходи скромно с твоим Б-гом» (Миха, 6:8).

Раббейну Иона (Игерет а-тшува, 58) пишет: «Должна женщина быть скромной, и опасаться, чтобы на нее не смотрели мужчины, кроме мужа, потому что смотрящие на нее попадут в ад, а ей наказания каждого, потому что не хранила она цниют (скромность), и послужила падению мужчины».
Однажды дочь известного рабби Ханина бен Терадиона, проходя мимо римлян услышала восхищенный возглас себе во след: «Какая грациозная походка у этой девушки…». Та зашагала еще грациознее. За это Небеса приговорили ее стать пленницей публичного дома в Риме…

                                                                                                                                                             * * *

В Торе рассматривается случай, когда муж заподозрил женщину в измене, после чего в Храме проводился ритуал проверки ее на истину подозрений мужа. По поводу одной из деталей ритуала Мидраш (толкование) говорит: «Коэн обнажал ее голову и говорил ей: ты отошла от пути дочерей Израилевых, прикрывающих свои головы, и пошла по пути язычников, которые расхаживают с непокрытыми волосами. Вот тебе то, чего ты хотела». РАШИ, комментируя стих, содержащий предписание обнажить ее голову, замечает: «Отсюда следует, что для дочерей Израилевых обнажение головы считается позором».

Впрочем не только у евреев, но и у других народов, включая русский, в былые времена замужние женщины не появлялись перед посторонними с непокрытой головой. (Ср. Выражение «опростоволосилась», а также у Грибоедова: «Кричали женщины «ура!» и в воздух чепчики бросали», т.е. выходили за рамки приличия). Отсюда можно заключить, что стремление прикрыть свои волосы естественно для любой замужней женщины, истекает из самой женской натуры, если только она не старается сознательно подавить в себе стыдливость и не подвержена дурному примеру окружающих.
Женщина, следящая за скромностью, родит мудрых сыновей, благословится достатком и семейным благополучием.


В статье использованы отрывки из книг: М. Лемана «Акива» и А.Бен-Эфраима «Беседы на темы недельных глав Торы»


Оставить Комментарий