Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

26
Ноя

Стоит попробовать!

Пончики (на иврите -«суфганиет«)  в Хануку в далеком детстве — это то, было у нас еврейского, из того, что вообще было… Кто знал, что у наших предков вошло в традицию их кушать в дни праздника света в память о масле, с которым после освобождения Храма от яваним произошло чудо?!

Как и многие другие слова современного иврита, слово «суфгания» относительно новое, но корни его уходят в глубь веков. Сфог и в древнем, и в современном иврите означает «губка». Суфгания впитывает масло, как губка.

Согласно израильскому фольклору, суфганияханукальный пончик, получила свое название так: Адам и Хава, изгнанные из Ган-Эдена, пребывали в унынии, и Сам Всевышний утешал их, угощая суфганиёт. Это забавное, но сомнительное толкование основано на разборе слова «суфгания» — суфганйудhэй (конец Ган-Эдена, две последние буквы составляют Имя Всевышнего). Хотя ни один серьезный комментатор Торы не подтвердит эту интерпретацию, она свидетельствует о том, насколько важен и любим в Израиле пышущий жаром ханукальный пончик.

В Америке правят бал латкес (оладушки), но в еврейском государстве основное лакомство Хануки — суфганиёт. Недавний опрос, проведенный Teleseeker, показал, что 80 процентов израильтян съедают по крайней мере один пончик в течение восьми дней Хануки. Это больше, чем число тех, кто постится в Йом-Кипурим.

В чем же секрет такой популярности? В некоторых отношениях суфгания похожа на современный Израиль: смесь западноевропейских и ближневосточных тенденций, взошедшая на дрожжах классической еврейской Традиции.

Пончики принято есть на Хануку по той же причине, что и латкес, — для их приготовления нужно много масла, которое напоминает нам о чуде Хануки. Когда Маккабим после победы над яваним вошли в разрушенный Храм, они нашли один единственный запечатанный кувшинчик с чистым маслом для Меноры. Этого масла должно было хватить только на один день, но вопреки законам природы оно горело восемь дней, до тех пор, пока не было изготовлено новое масло.

Современные гурманы, предпочитающие здоровую пищу, презирают пончики, жареные в масле, но в прежние времена это был наиболее распространенный способ приготовления суфганиёт.

Самое раннее упоминание о ханукальном блюде из теста встречается у рабби Маймона Бен-Йосефа, отца Рамбама, который жил в 12 веке. Оказывается, и в его времена были те, кто не одобрял это лакомство. Рабби Маймон писал: «Не следует пренебрегать традицией есть суфганим (жареные оладьи) на Хануку. Это обычай Кадмоним (древних)». Оладьи, о которых говорит рабби Маймон Бен-Йосеф, были сладкими блинчиками в сиропе, известными как свингос — на арабском, бимуэлос — на ладино и залабия — на фарси. Можно сказать, что они были предшественниками современных суфганиёт.

Пышные, наполненные повидлом пончики, — западное изобретение. Историк Гил Маркс датирует их первое появление 1485 годом. В первой в истории поваренной книге, набранной на печатном станке Иоганна Гутенберга, есть рецепт рождественских «гефюлте крапфен», пончиков, состоявших из двух кружков жареного на сале теста с прослойкой варенья. Евреи заменили сало гусиным жиром и гефюлте крапфен превратились в ханукальное угощение. Со временем рецепт дошел до Польши, где и получил название «пончик».

Никто толком не знает, как суфганиёт попали в Израиль, но историки предполагают, что рецепт привезли из Германии евреи, спасавшиеся от Гитлера. Буки Неэман, генеральный директор сети кондитерских «Неэман Бэйкери», говорит, что его дед, рабби Яаков Неэман, который сам был «парси» (из иранских евреев), научился готовить суфганиёт, работая в немецко-еврейской пекарне в Меа Шеарим.

В конце 20-ых— начале 30-ых годов Гистадрут («Федерация труда» — профсоюз) специально рекламировал и продвигал суфганиёт вместо латкес, чтобы создать больше рабочих мест для своих членов. Любая хозяйка, имеющая терку и сковородку, могла легко пожарить латкес, но приготовление суфганиёт на примусе в домашних условиях было довольно трудоемким. Тут требовалась промышленная технология, а, следовательно, рабочие места для пекарей, шоферов, продавцов.

Сегодня производство суфганиёт — огромный бизнес, оно автоматизировано и поставлено на поток. Существуют даже машины для впрыскивания в них повидла. Крупнейшая в Израиле сеть пекарен «Энджел» в прошлом году на Хануку выпекала 25 000 суфганиёт в день. Пончиковый сезон в последние годы становится дольше. Еще несколько лет назад суфганиёт можно было купить не раньше, чем за неделю до Хануки, теперь же они появляются в продаже сразу после Суккот. Увеличился и ассортимент начинок. Кроме традиционного клубничного повидла вы можете попробовать пончики с начинкой из капучино, баварского крема, с бамбой и даже с алкоголем. Для приверженцев здорового питания многие пекарни предлагают минисуфганиёт «на один укус».

Нет нужды покупать билет на самолет в Израиль, чтобы насладиться свежими, пышущими жаром ароматными пончиками. Кошерные пекарни во многих крупных городах мира выпекают суфганиёт не хуже израильских, а интернет полон рецептов их изготовления в домашних условиях.

Какой бы рецепт вы ни выбрали, помните, что суфгания похожа на саму жизнь: самая сладкая часть спрятана глубоко внутри и её нужно смаковать, пока она есть.

(По материалам  сайта «Толдот. Ру«)

В детстве мы любили  пончики бабушки Минихи (זצל). Она жарила их круглый год по любой первой просьбе. Когда бабушки не стало, ее сменила мама Перл-Полина (זצל). Она жарила их также круглый год в той жизни для детей и внуков, а в Израиле и для правнуков. Они ничем не уступали бабушкиным…

Уже два года мама не с нами…

После Маарива в Дор ревии. Кибуд каль

Перед бар-мицвой одного из наших внуков вспомнили о традиционных в нашей семье пончиках и попросили меня приготовить их к предстоящему торжеству. Понятно, что рецепты бабушки и мамы остались навсегда с ними. Но сегодня — это не проблема. Есть где поискать и выбрать. Мне понравился один из рецептов. Преднамеренно попробовал несколько раз, потому что не знал, как получится с первого раза. Наконец, пончики вышли на хорошем уровне: и по вкусу, и по виду. К бар-мицве нажарил их так много, что осталось угостить ребят миньяна после Маарива! Им тоже мои пончики понравились! Решил поделиться  проверенным рецептом, чтобы и вам побаловать своих родных и друзей любимым блюдом, тем более, что Ханука — «на носу». Поверьте: это проще «пареной репы»! Всем успехов и приятного аппетита! Ханука самеах!

Один из рецептов пончиков

Ингредиенты для теста:

25 г дрожжей — (кубик)  или (примерно 7 г сухих);

1 стакан теплой воды;

2 ст. л. сахара;

1,5 ч. л. соли;

5 ст. л. растительного масла + 0,5 л масла для жарки;

3-3,5 стакана муки.

 

Начинку мы традиционно делаем гороховой — ну, любим мы пончики с горохом и чесноком! Можно сделать сладкую — варенье с орехами, например. Или мак с орехами. И с изюмом. А можно — просто картофельную (с обжаренным луком). Или гречневую с грибами. В общем, на ваш вкус!

 

Сначала — опара. В кастрюлю растираем дрожжи с сахаром, наливаем воду, размешиваем. и — в теплое место, пока не появится хорошая «шапка».

Добавляем соль, масло и 2 стакана муки — все хорошо размешиваем. Тесто будет густое, тянущееся. Дальше вымешиваем на столе — рассыпаем еще один стакан муки и начинаем работать руками. Должен получиться гладкий, приятный комок — не липкий, влажный. Если чувствуете, что муки не хватает, домешайте еще полстакана. Все выкладываем обратно в кастрюлю, накрываем чистым полотенчиком и отправляем к батарее — пусть подходит. Увеличившееся тесто (примерно через час) сбить, опять накрыть полотенцем и дождаться второго подхода. Когда тесто будет готово, масло наливайте в глубокую, но не широкую кастрюльку и ставьте на огонь — хорошо прогреваться.

Дальше — творчество приятное. Отщипываем кусочек теста, раскатываем лепешку, кладем посередине начинку, формируем «колобок» — и в масло. Жарим до золотистого цвета, выкладываем на салфетку; она впитывает масло; сладкие пончики посыпаем пудрой, несладкие можно натереть чесноком.

 


Оставить Комментарий