Статьи

Сегодня глубина Торы, отраженная в словах мудрецов, приходит к нам и с помощью интернета. И мы используем эту возможность при участии наших авторов, чтобы приблизить к ее вечным ценностям всех желающих познать Истину.

30
Янв

Недельная глава: Итро

Р.Йосеф Скляр

Р.Йосеф Скляр

«И услышал Итро, священник Мидьянский, тесть Моше, обо всём, что сделал Бог для Моше и для Исроэля, народа Своего, что вывел Господь Исроэля из Египта»(Шмот,18:1). И это «услышал » подняло его на большую высоту, потому что он оказался единственным, кто отреагировал на выход евреев из «тюрьмы народов», что и определило его выбор в пользу еврейского народа.

И это было не поспешное решение от нахлынувших чувств, а продуманное и осознанное действие, к которому он шёл по жизни долгие годы поисков и исканий. Впервые об Итро мы узнаём из Мидраша, где он, будучи одним из трёх личных советников Паро, вдруг, так неожиданно для царя Египта и его приближённых, вступается за «презренных рабов», бросая вызов не только Паро, но и «всему египетскому народу»! Попутно отметим, что его совет был хорош не только для евреев, но и давал шанс египтянам «остаться на плаву»…

Те, из них, кто обладали хорошей памятью и остались в живых после разгрома Египта, сумели убедиться в истинности слов Итро. Паро всего лишь только нахмурил брови, и советнику пришлось бежать не только из царского дворца, но из страны на родину, в Мидьян, где был мизерный, но всё же, шанс укрыться и переждать гнев царя.

Мне и по сей день не даёт покоя вопрос: почему Итро не арестовали сразу же после его слов в защиту евреев, дали уйти из дворца, не схватили по дороге домой, дали сбежать из Египта, и, наконец, оставили в покое в Мидьяне? Может быть, из-за личной симпатии Паро к своему « прежде верному советнику», или уважения к умению сказать правду в глаза, или из-за понимания в глубине души, что в словах его спрятана истина?

Как бы там ни было, Итро оказался и в Мидьяне на высоте, и не столько потому, что был близок к царю Египта, а, скорее, в заслугу своих, никем не превзойдённых магических, обрядовых и культовых знаний во всех существующих разновидностях идолопоклонства.

Однако Тора впервые говорит о нём не тогда, когда он преуспевает, будучи Верховным Мидьянским Жрецом, а тогда, когда даже без комментариев понятно, что человек переживает трудные дни: «… А у жреца Мидьянского семь дочерей. И они пришли, начерпали (воды) и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего. И пришли пастухи, и отогнали их. И пришли они к Реуэлю, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня? И они сказали: какой-то египтянин избавил нас от пастухов и даже начерпал нам и напоил овец».

И он сказал дочерям своим: где же он? Зачем вы оставили этого человека? Позовите его, и пусть он ест хлеб…» (Шмот,2:16-20).

Во-первых, все его дочери не замужем; во- вторых, — не женское дело пасти овец, к тому же, очевидно, что они постоянно переживают насмешки и издевательства от пастухов-мужчин, которые сходят им с рук, по причине того, что отец не может заступиться за своих дочерей. Раши в комментарии на стих «… а у жреца Мидьяна…» объясняет причину такого к нему отношения: «(Это) самый знатный и высокопоставленный среди них. Он отказался от идолопоклонства, и (за это) они исторгли его из своей среды (подвергли отлучению). Мидраш добавляет, что он этим выбором сознательно обрёк на себя трудности, связанные со статусом «отречённый». Отсюда – понимание, почему не женятся на его дочерях, не нанимаются к нему в работники, издеваются и угрожают жизни праведным дочерям его. Итак, он во второй раз (первый – совет Паро) принимает на себя судьбоносное решение на нелегком пути к еврейству. И за эту самоотверженность Итро был вознаграждён с Небес по принципу «мера за меру» : так как он отказался от приношений жертв идолам, ценой неизмеримого самопожертвования, то удостоился, бен Эльазар, —рабейну (как левиты) стали служителями Храма. Разумеется, что внуками Итро они могут быть названы с «натяжкой», так его дочери, прежде чем выти замуж за Моше и Эльазара, прошли гиюр, и ослабили родственные связи с отцом, к тому времени ещё не евреем. Кстати, замужество Ципоры, его старшей дочери, на беглом, опальном египтянине-еврее, — ещё один важный этап в жизни Итро на пути к еврейству! Не удивительно, что его приход в пустыню, туда, где расположился стан народа, вышедшего из Египетского рабства, вызывает замешательство в мыслях Моше-рабейну, который не совсем уверен в искренности своего тестя.

Ведающий сердечными помыслами человека, постановляет: принять! И Итро удостаивается, что весь Исроэль выходит ему навстречу! После брита во время заповедной трапезы специально для него выпадает порция мана. Это чудо показало, что путь его к еврейству завершён, так как он стал частью избранного народа. «Мидраш Раба» на главу «Беаалотха» повествует о награде бывшего Мидьянского Жреца: «Внуки Итро вошли в Эрец Исроэль и, как обещал Моше-рабейну, получили плодородные земли Йерихо и его окрестностей.

440 лет они жили в этих владениях и обрабатывали их, пока не был построен Храм. Некоторые из потомков Итро прославились среди общины Исроэля. Хотя полученный ими удел и был плодороден, они не пребывали в довольстве, потому что мечтали целиком посвятить себя изучению Торы. Они спросили: «Где мы можем найти учителя Торы, который бы наставил нас?»

«Есть среди сынов Израиля великий мудрец по имени Яавец (другое имя Отниэля бен Кеназа, первого из судей) – сказали им в ответ, — но место, где он обучает, лежит в бесплодной пустыне и там вы будете жить в нищете».

Невзирая на это, потомки Итро переселились в пустыню. В доме учения величайшего мудреца поколения, Отниэля бен Кеназа, они скромно назначили себе место у входных дверей, где внимательно слушали его уроки. В конце концов, они стали выдающимися знатоками Торы, а также прославились, как руководители Санедрина, обучавшие Торе всю общину Исроэля. Отнюдь не случайно Дарование Торы еврейскому народу описано в главе « Итро», названной именем величайшего гера всех времён и народов.


Оставить Комментарий