
р. Йосеф Скляр. Воспоминания об Учителе.
Поговорим о двух важных вещах, с которыми столкнулся Авраам-авину, исполняя пророческое повеление «Лех леха…»
Написано в недельной главе: «И сказал Г-сподь Авраму: «Иди себя ради с земли твоей, и от родни твоей, и из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе. И Я сделаю тебя великим племенем, и благословлю Я тебя и возвеличу имя твое; и будешь благословением. И благословлю Я тебя благословляющих, а тебя проклинающего прокляну, и благословятся тобой все семейства земли» (Берешит, 12: 1-3).
Как видим, это благословение Свыше — исчерпывающее. Не нужно просить большего, мечтать о чем-то «лучшем», желать еще чего-нибудь. И Аврам это прекрасно понимает! Поэтому уходит из Харана спокойно, уверенно, радостно. Говорит мидраш, что это чувство спокойной уверенной радости не покидало его все дорогу к месту назначения. И более того, оно достигло своей высшей точки, когда он пришел в Эрец Канаан! Здесь, в отличии от других мест, оставшихся позади, население занималось обработкой земли, трудом добывая себе пропитание. И сказал Авраам в сердце своем: «Надеюсь, что этот край — моя доля!»
Однако: «И был голод на (той) земле…» (Там же , 12:10). И что мог сулить голод Авраму и его семье? Нищету, лишения, позорное существование … и угрозу жизни!
Но кроме этого, голод больно бил по надежде на исполнение Б-жественных благословений, так как обошел стороной все другие земли, будучи самым жестоким и страшным из всех, что испытывал мир до тех времен.
Впоследствии мудрецы, комментаторы Торы скажут, что тот голод был испытанием для Аврама, чтобы проверить: или останется он верным Всемогущему, если постигнет его такое бедствие? Ведь пришел он сюда по велению Свыше, обладая заверением, что Б-г будет ему во всем помогать!
И, как объясняют наши учителя, Аврам испытание выдержал: ни единого звука жалобы не произнес, сохранив непоколебимой веру в Б-жественное управление миром!
За это удостоился откровения Свыше: «Все к лучшему!», — даже, если ситуация аль а-паним (скверная)!
Более того, в награду ему, «Все к лучшему«- стало жизненным правилом потомков Аврама.
Второе, что ему предстояло выучить — каким образом развитие дальнейших событий приведут его «к лучшему».
Для этого проследим: как все начиналось, как продолжалось и чем завершилось…
Не поверите?! Если скажу, что началом этой удивительной истории оказалось одно наблюдение Аврама, высказанное им вслух, ставшее очень известным для всех, кого привлекает личность нашего первого праотца, а именно: «… вот я знаю, что ты женщина прекрасная видом; И когда увидят тебя мицрим, то скажут: «это жена его», — и убьют меня, а тебя оставят в живых, Скажи же, что ты сестра мне , чтобы хорошо мне было из-за тебя , и душа моя жива была через тебя!» (Берешит, 12: 11-14)
Итак, вот цепочка событий: «женщина прекрасная видом» — сестра — таможня (с неудачной попыткой перевезти жену-красавицу в сундуке тайно) — гарем паро — подарки Авраму , «брату» плененной красавицы, от царя Мицраима (мелкий и крупный скот, ослы, рабы, рабыни, ослицы и верблюды) — защита ангела — болезнь паро, его домашних и слуг — «… она жена твоя» — «возьми (её) и уходи». И это последнее звено в цепи — как ва лех (возьми и уходи) венчает всю эту историю конечным результатом, так как, сказав «возьми и уходи», паро подарил Авраму, теперь уже мужу бывшей пленницы, подарки: «А Аврам был очень богат скотом, серебром, и золотом», — свидетельствует Тора!
Подведем итог: от голода и спуска в Мицраим — до «женщины красивой видом» — … и баснословного состояния! И это награда тому, кто верил Слову Создателя!
На мой взгляд, голод и пребывание Сары в гареме паро (второе и третье испытание Аврама по классификации Рамбана) — ключевые испытания нашего праотца, потому что именно тогда он накрепко усвоил основополагающий принцип веры — «Все к лучшему!» И это, безусловно, добавило ему силы выстоять в последующих семи испытаниях!
В жизни нашего незабвенного учителя, рава Ицхака Зильбера (זצל) ни однажды бывали испытания, в которых только его вера в Б-га помогла ему выстоять и остаться праведным евреем. Подобных историй множество. Я выбрал одну, которую, взяв на себя смелость, попробую прокомментировать, сравнив, с вышеупомянутым испытанием нашего праотца Авраама.
Рассказывает Учитель:
«Когда я ехал в Израиль, я думал, здесь нет такого, чтобы намеренно не слушаться Торы и работать в субботу. Я знал, что здесь ”свобода”, но не представлял себе, насколько ”широкая”. Чтобы были школы, где почти ничему еврейскому не учат и люди не знают ”Шма Исраэль” и Десяти заповедей, — этого я не ожидал. Так чем же они евреи? Они, конечно, дети евреев. Но еврейство — это убеждения, это мицвот…
Приехали мы во вторник, а в субботу иду я по улице и вижу: кто-то подходит к машине и собирается ехать. Я ему говорю:
— Слиха, а-йом — шаббат! (Простите, сегодня суббота!)
А он мне:
— Аз ма? (Ну и что?)
Я допускал, что кто-то дома нарушает шаббат, курит, но на улице?! Мне захотелось, поверьте, бежать в посольство и ехать назад, в Россию.
Сердце говорит: ”Бежать!” А разум: ”Ты в Эрец-Исраэль”.
И разум победил (Из книги «Чтобы ты остался евреем»)
Рав Ицхак всю сознательную жизнь с самого детства мечтал об Израиле. В предисловии к своей книге он вспоминает: прочитав в Торе, что потомки Авраама-авину унаследуют Обетованную Землю, я спросил у родителей: «Значит ли это, что когда -нибудь и я буду жить в Эрец Исраэль?»
Тогда, в двадцатые годы, это казалось немыслимым! Но родители отвечали: ”Будешь!”’ — и я решил действовать. Если у родителей есть причины, по которым они медлят, то у меня их нет, и я, получив от Б-га такое обещание, тянуть не собираюсь. Выяснив у прохожих, где находится комиссариат иностранных дел, я отправился туда и спросил главного. Подошел к нему и говорю:
— Разрешите мне выехать к дедушке в Литву (Литва тогда еще не входила в состав- СССР), в город Рагува Поневежской области. Фамилия — Шапиро.
Рав Мойше-Мишл-Шмуэль Шапиро, мой дед со стороны матери׳
— Зачем тебе в Литву, мальчик?
Я простодушно отвечал:
— Мне нужно будет ехать в Палестину, а из России туда не выпускают. Поэтому я хочу поехать в Литву, а оттуда — в Палестину.
Главный что-то черкнул на бумажке.
— А кто твои папа и мама? За такое воспитание сажать надо!..
Не помню, как я убежал оттуда. Только через .много лет я понял, какой опасности подверг отца и мать. Лишь чудом можно объяснить, что их не арестовали. И я хочу здесь признать свою вину. Я поступил неправильно. Но я был молод и наивен, мне было восемь лет. Родителям, благословенна их память, я так никогда об этом случае и не рассказал».
Слова родителей Учителя сбылись: он приехал в Израиль через сорок шесть лет после того памятного случая. Приехал с непоколебимым убеждением, что Обетованная Земля — единственное уникальное место, где еврей беспрепятственно может быть евреем ( то есть, живущим по законам Торы)! И вдруг — убеждение лопнуло, как мыльный пузырь от этого «Аз ма?» И это оказалось столь неожиданным, что Учитель не нашел слов, чтобы разъяснить соседу, как тот продешевил, отказавшись от бесценного дара, который Любящий Отец дал своему народу. А у него было что сказать! Ведь всю свою жизнь в той страшной стране он сражался не на жизнь а на смерть за … шаббат! И победил в этой битве!
Нужно было осмыслить случившееся очень глубоко, чтобы не пойти за эмоциями, чтобы не обозлиться, чтобы не замкнуться; выработать линию поведения, чтобы, общаясь с потомками Авраама, помочь им понять их величие, назначение и ответственность за судьбу мира перед всем человечеством! И еще: научить их любить эту прекрасную Землю, дорожить ею, беречь её…
Рав с этим испытанием справился. Остался самим собой, как ему посоветовал Гурский ребе, сказав при встрече: «Слушай! Как ты вел себя там, веди себя и тут, ни капли не изменяй! Ты слышишь?»
Он услышал… И вышел на битву с этим «Аз ма«, сражаясь за евреев и за шаббат до последнего вздоха! И победил, сотворив армию баалей тшува, состоящую сегодня из десятков тысяч учеников и последователей рава Зильбера, причем не только русскоязычных!