А в остальном, любимые евреи, — все хорошо!
Хатам Софер в ночь Песаха говорил своим потомкам следующее:
«Дети мои и внуки, послушайте хорошенько. У народа Израиля было два испытания перед избавлением. Они же станут и последними испытаниями перед приходом Машиаха.
Первым было испытание деньгами. Когда Мицраим был поражен тьмой, и несколько дней царил мрак, сыны Израиля видели дома своих врагов и их большое богатство. Сердце евреев желало разграбить и взять себе все, что попадется под руку, из чувства мести за годы мучений и рабства. Единственное, что удержало их от этого, — это вера в обещание Б-га, что в итоге они выйдут оттуда с большим имуществом.
Вторым было испытание страхом. В ночь Песаха евреи укрывались в своих домах и слышали снаружи душераздирающие крики и вопли. Так жутко еще никто никогда не кричал в Мицраиме. А сыны Израиля, по правде говоря, не знали наверняка, доносятся ли эти ужасающие голоса из домов их врагов, паникующих в виду гибели своих сыновей, или, быть может, голоса слышны также и из еврейских домов, где тоже царит смерть. Но несмотря на это, никто из них не вышел за порог дома до утра, поскольку верили и уповали на слова Моше. Они верили, что ужасные крики, доходящие до их ушей, — следствие гибели первенцев Мицраима.
Следовательно, народ Израиля выдержал эти тяжкие испытания в заслугу совершенной веры в Б-га и в служителя Его Моше. Два эти испытания, — говорил Хатам Софер, — будут и перед последним избавлением. В ту пору еврейский народ снова спасется лишь в силу доверия к великим мудрецам поколения».
А что они говорят сегодня накануне Песаха תש»פ? То же, что и тогда: «Не выходить из домов!» Правда, это распоряжение не совсем от них исходит; они как бы «дублируют» Министерство здравоохранения. Но мы-то слушаем их!
И не можем не обратить внимание на тот факт, что этот Песах, совпавший с тем Первым, историческим, по дням недели, — особенный. Государству Израиль больше семидесяти лет! И за все эти годы ни разу не было, чтобы в праздник не ездили автомобили по улицам городов (разве что в Йом-Кипур раз в году). А в этот Песах, заверяют, что так будет! Жаль что не увидим этого — запрещено выходить! А в остальном дорогие евреи — все хорошо! Раздавим свою тоску по миньянам, по детям и внукам, и прочитаем Пасхальную Агаду так, чтобы Небу стало жарко! И братья наши, евреи всего мира, будут с нами. Миллионы еврейских семей! Силище! Дай Б-г Машиаха привести!!!
Только, если почувствуете в Пасхальный Седер, что-то необычное, не спешите к телефону или компьютеру поздравить, обрадовать родственников и друзей, что наступает Долгожданное Избавление. Дождитесь выхода праздника! Может, только это и будет наше испытание?!