Рав Ицхак Зильберштейн «Алейну лешабеах»: Шлах леха 5780
«И Г-сподь сказал Моше, говоря: Пошли от себя людей, чтобы он высмотрели землю Кнаанскую, которую Я даю сынам Исроэля…»(Бемидбар,13:1-2).
Написано в недельной главе «Шлах«: «И сказал Г-сподь, обращаясь к Моше, говоря: Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели страну Кнаан…» (Бемидбар, 13:1). Люди эти названы мераглим (скажем, в переводе, разведчики), и традиционно это употребляется в сочетании со словом хет (грех) — хет а-мераглим (грех разведчиков).
Получается, что избранники Моше-рабейну стали разведчиками, изменив все его планы. Объясним, что имеется в виду. Для этого поразмыслим над словом «шлах» (пошли), добавив к нему однокоренные «шолиах» (посланник) и «шлихут» (миссия в исполнении какого-то задания, какой-то заповеди — шолиах мицва ). Получается, что отправляя их в Эрец Кнаан, Учитель дает им четкую установку на исполнения заповеди «любви к ближнему», которая найдет выражение в помощи евреям укрепиться в исполнении Слова Ашема! А для этого нужно собрать и предоставить народу доказательства великолепия Эрец Исроэль, духовного превосходства евреев над её обитателями, отсутствия праведников среди хананеев, которые смогли бы их защитить…
И тогда народ отправился бы в Обетованную Землю с огромным желанием и великой радостью!
Именно в этом суть, смысл и цель шлихута, на который избраны двенадцать лучших из лучших представителей колен посредством Духа пророчества Моше-рабейну, и чьи праведность и избрание было подтверждено Словом Ашема …
Величие двенадцати избранников подтверждает Тора, называя их поименно, даже несмотря на то, что наши мудрецы объясняют, каким образом эти имена намекают на грех возведения хулы на Эрец Исроэль, который им предстоит еще совершить…
В этом году обратили внимание на одну маленькую подробность, которую сообщает Тора, перечисляя участников «разведки» Обетованной Земли, а именно: перед тем, как назвать посланника от колена Менаше, Писание «вдруг объявляет», что он — из отчего дома Йосефа-праведника: «От колена Йосефа: от колена Менаше — Гади, сын Суси» (Бемидбар, 13:12).
Тут же возник вопрос: «А почему Эфраим «выпал» из Йосефа»? Почему Йосефа»присоединили» здесь к Менаше? Ведь именно Эфраим ассоциируется с Йосефом, когда говорится о двух царствах — Исроэль (Йеровам бен Нават из Эфраима правил десятью коленами) и царством Иеуды; о двух Машиахах: Машиах бен Давид и Машиах бен Йосеф.
Ни у кого из комментаторов, которых удалось сразу же посмотреть, ответа на этот вопрос не нашел.
Предлагаю вашему вниманию «свою» версию ответа:
Итак, — все двенадцать — праведники до начала шлихута! Но уже в тот момент, когда сделаны первые шаги в сторону Эрец Исроэль, в сердца десяти заползает червь сомнения: а стоит ли менять идеальное для учебы и исполнения заповедей место — Пустыню, на трудности приобретения Эрец Исроэль? К тому же, может измениться их статус «начальников», пусть даже и не очень больших (комментаторы говорят, что они были главными над пятьюдесятью евреями). Спросим: » А почему их вдруг «разжалуют»?» И не только их! С завоеванием Эрец Исроэль изменится система управления. Одна из повелительных заповедей, связанных с завоеванием Обетованной Земли, — поставить над собой Царя. А это, разумеется, изменит систему управления, и они окажутся не у дел. Тогда для них лучше оставаться в Пустыне. Отсюда, и их стремление любой ценой погасить желание народа овладеть Землей! И это плачевно закончилось, так как они «разнесли молву о земле, которую высмотрели» (Бемидбар,13:32). За злоречие были наказаны и его авторы, и те, кто им поверили…
Вспомним Йосефа-праведника, который сообщал Яакову-отцу свои непроверенные сведения о поступках братьев. Это закончилось для него галутом и разлукой с семьей на долгих 22 года! Эфраим и Менаше — сыновья Йосефа. Моше-рабейну молится за Йеошуа — он из Эфраима (оттуда должен прийти Машиах бен Йосеф). Молитва Учителя защищает Йеошуа ( Эфраима) от злоречия, и приемник Моше-рабейну исправляет грех своего великого предка. Поэтому Йосеф с Эфраимом не упоминается. Менаше же, — среди остальных, споткнувшихся на злоречии. И он повторяет ошибку Йосефа-праведника, чье имя с ним соединят Писание!
Рав Зильберштейн свои размышления на этот стих Торы начинает с комментариев Раши: » Я не повелеваю тебе; если желаешь пошли. Ведь сказано было им, что эта земля хороша ( «Возведу вас из подневолья (в) Мицраиме … ( на землю точащую молоко и мёд)» (Шмот,3:17). Их жизнью (клянусь), что дам им возможность впасть в заблуждение из-за соглядатаев, чтобы им не овладеть (землёю)» (Сота 34б; Танхума).
Написано в книге «זהב שבא» что награда определится человеку за исполнение заповедей, а наказание за их нарушение. И есть ещё одно тяжелое наказание за греховные поступки, когда отбирается у человека право выбрать добро, но когда он исполняет заповеди, то защищён от ошибочного выбора. К тому же, еврей нарушая волю Создателя, даёт Сатану право заставить его ошибиться и закрыть ему глаза на истину. И вещи до грехопадения, которые были очевидно запретными, вдруг становятся в его глазах, будто дозволенными. Находим в нескольких местах в Торе, как в результате греховных поступков отбирается у человека право выбора в исполнении заповедей. Этому учит рабейну Бехайя на стих в недельной главе «Баалотха« (12:1): «И сказал Вс-вышний вдруг…» Чтобы не успели сделать тшуву. Потому что в их обсуждении Моше было осквернение Имени. Как написано в Трактате «Кидушин»,(40:1), что невозможно остаться безнаказанным при этом грехе. Поэтому Б-жественное проведение повело события так, чтобы оставить их без покаяния. И также в главе с разведчиками, посылка которых была оценена Свыше, как прегрешение; и отсюда — ошибка и народа, и его руководителей. И она страшная до такой степени, что захотели побить камнями Иеошуа и Калева! И если бы не защита Небес, они бы осуществили это необъяснимое, безрассудное, нелепое кровопролитие! И всё потому, что допущено было им ошибиться!
И не просто понять, что по правде произошло там, когда у всего народа возникло единое желание пролить невинную кровь Иешуа и Калева. Раши, комментируя стих «И сказали они, вся община, чтобы побить их камнями…»(14: 10), спрашивает: Убить Иешуа и Калева? Очень странное и непонятное дело! Как это, что вся община хотела крови, зачем и почему?! Где были праведники, не согрешившие с золотым тельцом? Почему же они не воспрепятствовали их намерениям?»
Это нуждается в объяснении. Проанализируем стих «И возвысила голос вся община, и заголосили они, и плакали они, народ, в ту ночь.»(14:1). Учит Раши, что «вся община» — Санедрионы. И они постановили, что в связи с положением, в котором оказался народ, евреи не удостоятся явных чудес и поэтому не смогут победить кнаанейских царей, одолеть великанов, там проживающих, завоевать их города, защищенные высокими и крепкими стенами. И к тому же, странная эта земля, с одной стороны порождает гигантов, а с другой — «поедает» своих жителей…
Отсюда и постановление Санедрионов — избрать царя и возвратиться в Мицраим, основанное на очевидной для их жизней опасности завоёвывать обетованную землю. И по закону Торы, они не должны были обсуждать свои сомнения с Моше-рабейну. И подтверждение этогого в Мишне бруре, где сказано, что если возникает вопрос об опасности для жизни и нужно принять решение, обоснованное законом, и есть там мудрец, который может ответить мгновенно, то его мнение становится решающим, и это не задевает честь рава, который не рядом. Поэтому главы Санедрионов постановили: очевидная угроза для женщин и детей пасть от мечей защитников Эрец Кнаан, освобождает их от мнения Моше-рабейну… и даёт им право выбрать царя и возвратиться в Мицраим.
На основании постановления глав Санедрионов решила община Исроэля побить камнями Иеошуа и Калева, так как их призывы войти в землю, истекающую молоком и мёдом, порождали угрозу жизни, и они попадали в статус преследователей… и подлежали смерти по закону Торы!
Как видим, община Исроэля намеривалась действовать не эмоциями, а Синайскими законами. И поэтому они приняли на веру решение мудрецов, которые страшно ошиблись дважды: по отношению к Иеошуа и Калеву, и по одобрению призыва разведчиков не входить в Эрец Исроэль!»